Создание оригинального «Франкенвини»
13 июня, 2012
Автор Джим Коркис
Однажды жил маленький беспокойный мальчик, который любил фильмы про монстров и жил в светлом, чистом соседстве пригорода. Он всей душой любил своего игривого пса и чувствовал себя отстраненным от собственных родителей. Он проводил свое свободное время не вместе со сверстниками, а создавая домашние фильмы на 8-милиметровую пленку.
Это не только реальная история жизни легендарного режиссера Тима Бертона, но также сюжет его ранней короткометражки «Франкенвини» (1984). Дисней выпустит полнометражную версию «Франкенвини» в покадровой анимации позже в этом году. Даже когда Бертон делал оригинальную короткометражку, он говорил интервьюерам, что он легко сделал бы полнометражку, так что это будет интересно узнать, есть ли у истории достаточно материала, чтобы стать более чем в три раза длиннее.
Для тех, кто не знаком с оригинальным черно-белым короткометражным фильмом, вдохновленным классикой от Юниверсал 1931 года «Франкенштейн», вот короткий синопсис.
Мальчик по имени Виктор Франкенштейн (его сыграл Баррет Оливер) находит отдушину в своей отчужденности от его соседства в пригороде, снимая домашние фильмы на 8-миллиметровую пленку, иногда со своим любимым бультерьером Спарки в главной роли. После того, как Спарки побежал за мячиком на дорогу, где его сбила машина, мальчик с разбитым сердцем учит в школьном классе естествознания, как электрические импульсы могут порождать движение у мертвой собаки. (Или, как говорит учитель Пол Бартел, делая оммаж знаменитому мертвому попугаю из «Питона Монти», у «экс-лягушки»).
Мальчик превращает свой чердак в лабораторию, как и в классическом фильме, использует электричество во вспышке молнии, чтобы оживить труп своей собаки. В то время как Виктор счастлив от своего успеха, соседи в ужасе от сшитой собаки с болтами, торчащими из шеи (оммаж культовому гриму Джека Пирса для Бориса Карлоффа во «Франкенштейне»).
Убегая от расстроенных соседей, Виктор и Спарки обнаруживают себя на местном поле для гольфа и прячутся в мельнице. Злая толпа поджигает мельницу, и Виктора, находящегося без сознания, спасает его собака, которая снова умирает из-за этого.
Кающаяся толпа использует их автомобили и кабели, чтобы снова оживить Спарки. Это хеппи-энд для Спарки, который влюбляется в пуделиху, прическа которой напоминает прическу женщины монстра из «Невесты Франкенштейна».
Тим Бертон режиссировал «Франкенвини» в возрасте 25 лет. Это была черно-белая короткометражка с живой игрой актеров, которая стоила Диснею около 1 миллиона.
«Франкенвини» получился из рисунков и некоторых чувств, и потом ты думаешь, что это может быть хорошо, что из этого можно сделать полнометражку… У тебя есть собака, которую ты любишь, и идея, чтобы она не умирала, стала импульсом для фильма», - говорил Бертон, когда фильм был окончен.
«Я пересмотрел «Франкенштейна» и по какой-то причине начал думать о моей собаке, которая у меня была, когда я был маленьким», - рассказывал Бертон Майклу Майо в 1985 году. – «Я начал думать о том, как невероятна сама идея «Франкенштейна» - вернуть к жизни что-то, что умерло. Но до сей поры все версии этого имели дело с ужасающими идеями. Таким образом, идея моей собаки и «Франкенштейна» соединились, и мы начали развивать это. Я принес идею и раскадровку Ричарду Бергеру [главе продукции Диснея тогда], и ему понравилось. У нас появился сценарист по имени Ленни Риппс, чтобы написать сценарий и продолжать развивать проект».
Риппс, широко известный комедийный автор, который написал все серии бесславного сериала «Звездный войны: Специально к празднику» (где мы узнаем от самого Джорджа Лукаса, что Хан Соло женился а женщине Вуки, а в детстве его воспитали Вуки) и восемь серий телесериала «Приятели Босом», а также материалы для Редда Фокса, Джоан Риверс, Родни Денджерфилда и других. Он по сей день является профильным комедийным автором, и некоторые люди считают, что именно его стиль написания внес тепло в странный макабрический мир Тима Бертона.
«Я понял, что все, что ты пишешь, - автобиографично, начиная от того, что ты переживал, чувствовал или, возможно, просто наблюдал. Я всегда начинал писать с того, что происходило с конкретными людьми, а потом уже появлялось смешное. Для меня смешное никогда не было на первом месте», - сказал Риппс интервьюеру в 2000 году.
К сожалению, печальная реальность заключается в том, что всем нам суждено пережить наших четвероногих друзей и это последнее «прощай!» может быть экстремально болезненным. Бертон вспоминает о своей собственной собаке в его дни детства в Бербанке.
«Его звали Пепе – мы жили в соседстве с испанцами», - сказал он. – «У нашей собаки была эта вещь под названием чумка, и сказали, что он не проживет больше пары лет. Но он прожил намного дольше, и это подпитало эту франкенштейновскую мифологию. Это был мешенец, вроде дворняжки, немного от терьера, немного от чего-то еще. Я не знаю, кто он был. Такая вот смесь».
«Это такие не зависящие от условий отношения», - продолжает он. – «У многих детей есть этот опыт, у меня определенно был такой опыт с моим первым питомцем. У тебя, вероятно, больше никогда не будет таких отношений в твоей жизни, настолько они чистые и запоминающиеся. Что может быть более чистым, чем история о ребенке и его первом питомце? Но смешайте это с «Франкенштейном», и возникнут проблемы. В итоге мы пытаемся исходить из более позитивных аспектов, которые поддерживают эти отношения [мальчика и его собаки]».
Бергер попросил исполнительного продюсера, Джули Хиксон, которая работала с Бертоном на оборвавшемся проекте «Trick or Treat», продюсировать фильм.
«Я думаю, что если вы посмотрите на рисунки Тима, то увидите, сколько художественных идей в них…они просто наполнены ими, волнующе работать над чем-то подобным… Мы сделали версию «Гензель и Гретель» для диснеевского телеканала, которая не стала большим хитом. Это была история в стиле карамельной страны с актерами всех рас, бюджет был очень маленьким, но было очень весело делать это», - сказала Хиксон в интервью с Майо в 1985 году.
Именно Хиксон предложила актрису Шелли Дювал, которую она знала, потому что Дювал пыталась безуспешно продать Диснею свою идею сериала под названием «Театр Страшносказок». Хиксон написала ей, потому что чувствовала, что если покажет напрямую материал актрисе, та согласиться из чувства благодарности. Актер Дениел Стерн пришел в проект, потому что он хотел работать с Дювал. Актер Пол Бартел, вечный ярый приверженец маленького независимого кино, полюбил материал.
«Фактически актеры работали бесплатно, потому что они все хотели сделать это», - вспоминает Хиксон.
Бертон рассказал в интервью спустя 10 лет после выхода фильма: «Все актеры были замечательными. Все эти люди знали, что я не делал ничего подобного раньше, но им просто нравилась идея фильма. Они знали, что она меня волнует. То, что они сделали, я думаю, показало мне комфорт для того, чтобы я начал учиться общаться с другими людьми».
Финальный актерский состав включал: Шелли Дювал (Сюзан Франкенштейн), Дениела Стерна (Бена Франкенштейна), Баррета Оливера (Виктор Франкенштейн), Жозефа Махера (Мистер Чамберс), Роза Брейвмана (Миссис Роуз Эпштейн, у которой была такса по имени Реймонд), Пол Бертел (Мистер Уолш, школьный учитель естествознания), София Коппола, указанная в титрах как «Домино» (Энн Чамберс), Джейсон Херви (Френк Дейл), Пол С. Скотт (Майк Андерсон), Хелен Болл (Миссис Кёртис), Боб Хоррон (уличный музыкант), Донна Хол (уличный музыкант), Расти Джеймс (Реймонд) и Спарки в роли Спарки.
Оригинальный электрический реквизит Кеннета Стрикфадена для «Франкенштейна» студии Юниверсал использовался для чердачной лаборатории. Он хранился десятилетиями, но был найден и использован в фильме «Молодой Франкенштейн» Мела Брука (1974) около 10 лет спустя.
«Студии Дисней было сложно понять, почему мы так сильно хотели этот реквизит, пока они не увидели его», - сказала Хиксон.
РикХайнрикс, который продюсировал короткометражку Бертона «Винсент», стал одним из продюсеров фильма. В «Винсенте» есть короткий фрагмент – предтеча для «Франкенвини», где Винсент в версии безумного доктора присоединяет свою собаку к электродам в воображаемой чердачной лаборатории.
Бюджет «Франкенвини» был достаточным только для съемок длиной всего около двух недель, так как Дисней старался сократить затраты максимально.
Изначально Бертон спорил относительно съемок в черно-белом и съемок в цвете, но в итоге фильм стал сильным контрастом светлого и тени.
В поздних интервью Бертон пытался объяснить, в чем он видел связь между классическими хоррор-фильмами Юниверсала и своей короткометражкой. Интересно то, что имя главного персонажа в фильме Бертона «Виктор», как и в оригинальном романе Мери Шелли. (В фильме Юниверсал персонажа звали «Генри»). Кружка для завтрака у Виктора – в форме головы Лона Чейни младшего, как в хоррор-фильме Юниверсал «Человек-волк». А рядом с кружкой – коробка апельсинового сока «Дональд Дак».
Бертон вспоминает в книге «Бертон о Бертоне» (1995):
«Мы сделали «Франкенвини» так, как если бы оригинальной истории [«Франкенштейна»] никогда не существовало. Пригородная семья – это семья Франкенштейна, а маленький мальчик – это Виктор, но это не прямое цитирование. У нас нет сцены, в которой семья смотрит оригинал Юниверсала в качестве предвещения того, что будет. Я не думаю, что это мрачная или макабрическая история, и мы не пытались сделать собаку чем-то ужасным. Он оживляет собаку, потому что он на самом деле любит свою собаку».
«По какой-то причине я всегда мог эмоционально чувствовать связь между всеми этими готическими вещами вроде «Франкенштейна» и Эдгара Аллана По и жизнью в пригороде. Я рос в пригороде, где все эти миниатюрные гольф-поля с ветряными мельницами были точно такими же, как во «Франкенвини». Были пудели, которые всегда напоминали тебе невесту Франкешнтейна с ее большими волосами. Все эти вещи были там. Именно поэтому мне это казалось легким и правильным для того, чтобы создать это – все эти образы уже были в Бербанке».
«Это очень, очень важно для меня: даже если там и есть некоторые чувства из «Франкенштейна», я не делал прямых ссылок. Если бы кто-то сел рядом со мной, и мы бы смотрели сцену из «Франкенштейна», а потом он бы сказал: «Давай сделаем это!», я бы не стал, даже если бы речь шла об оммаже или чем-то таком. Я стараюсь удостовериться в собственной голове, что это не случай вроде «Давай скопируем это!» Писатель, Ленни Риппс, был такой: он понимал все это. Он не хотел сидеть и смотреть «Франкенштейна». Он и так хорошо его знал. Это как фильтрация через воспоминания».
«Ради Франкенвини» я ничего не пересматривал. Я помню, как думал, что небо во «Франкенштейне» было по-настоящему клеевым, потому что оно было нарисовано. Но я не шел смотреть фильм, потому что я не хотел потом сказать себе: «Сделай так же». Я хотел попробовать описать его таким, каким я его помнил. Поэтому я описывал вот так: «Это было как нарисованный задник, но облака были более ярко выражены. Это было более глубокое, дикое небо». А когда я, наконец, посмотрел «Франкенштейна», я обнаружил, что небо там было не таким, как я описал. Это было только лишь мое впечатление, но я все равно остановился на этом. Я понимаю так, что если кто-то что-то заимствует, то у них нет собственных чувств относительно этого».
«Я никогда не рассматриваю себя как писателя, даже хотя я и пишу кое-что. Я чувствую так, что независимо от того, написал ты это или нет, ты должен чувствовать это так, словно написал это сам. Я могу увидеть вещи четче, если кто-то другой написал сценарий. До тех пор, пока они понимают меня, понимают, что я чувствую, они могут привнести и что-то свое тоже сами. Так лучше. Так это открывается мне немного больше».
Изначально фильм должен был пойти в производство в начале 1984 года, чтобы летом 1984 пойти в прокат вместе с повторным выпуском «Книги Джунглей». Дисней решил вместо этого перенести съемки на позднее лето и показать фильм на Рождество Рождеством вместе с повторным выпуском «Пиноккио». «Пиноккио» был любимой диснеевской анимацией Хиксон, и Бертон тоже был взволнован этим.
«У нас будет красивый черно-белый фильм вместе с одним из лучших цветных фильмов из когда-либо сделанных», - гордо говорил Бертон. – «Когда я смотрю на вещи, которые мы попросили их сделать в плане дизайна, то я не думаю, что мы могли бы получить это от любой другой студии».
Два тестовых показа прошли в сентябре 1984 года с матерями и маленькими детьми, и в результате короткометражка получила рейтинг PG от MPAA (Ассоциация кинофильмов и Америки). Причины: матери были обеспокоены тем, что фильм будет поощрять их детей играть неправильно с электричеством, а также общий «тон» фильма.
«Все испугались, что «Франкенвини» получил рейтинг PG, поскольку такой фильм нельзя выпустить в покат вместе с фильмом категории G», - сказал Бертон. – «Я был немного шокирован, потому что я не видел, за что фильм получил PG: там нет плохого языка, есть только один момент насилия, который происходит за кадром. Так что я спросил MPAA: «Что мне нужно сделать, чтобы получить рейтинг G?» И они ответили: «Там нет ничего, что вы можете вырезать, это сам тон». Он должен был быть выпущен с «Пиноккио», а я думаю, что «Пиноккио» имеет некоторые страшные моменты. Я помню, как волновался, когда я был ребенком, и это видел. Я помню кричащих детей».
Фильм был очень короткий ограниченный прокат в Лос-Анджелесе в декабре, чтобы попытаться получить право на рассмотрение на премию Американской Киноакадемии. Он действительно получил небольшой релиз в Великобритании на двойном счету с фильмом Тачстоун «Ребенок: Тайна потерянной легенды», тоже с рейтингом PG, в 1985 году. Фильм, наконец, появился на видеокассетах в 1992 году, чтобы воспользоваться новой тогдашней новой репутацией Бертона - режиссера большой кассы. Фильм также представлен одним из дополнительных материалов на DVD «Кошамра перед Рождеством».
«Это произошло как раз в то время, когда компания менялась [Майкл Эйснер и Фрэнк Уэллс теперь возглавили ее]. Я помню, как сильно был разочарован тем, что старого режима больше не было, был уже новый, но снова 30-минутная короткометражка не является высоким приоритетом. [Это было как]: "О, это здорово! Но у нас нет планов выпускать его. Когда-либо». К тому времени я действительно устал от Диснея. Это был случай, когда ты делаешь кучу вещей, которые никто никогда не увидит. Это было немного странно», - вспоминает Бертон.
Конечно, новая администрация была мало заинтересована в продвижении достижений и проектов предыдущей администрации.
К счастью, в 1984 году Пол Рубенс искал режиссера для фильма, идею которого он развивал в течение многих лет. В Лос-Анджелесе Рубенс искал предложения, и один из его гостей только что посмотрел «Франкенвини».
Хоррор-писатель Стивен Кинг посмотрел «Франкенвини», и настоятельно рекомендовал его Бонни Ли, исполнительному продюсеру Уорнер Бразерс. Ли затем показала фильм Полу Рубенсу. (Кстати, Кинг показал подобный прием воскрешения любимого животного детства в романе «Кладбище домашних животных» в 1983 году).
Рубенс назначил встречу с Бертоном, и двое мужчин сразу же объединились.
Некоторые из людей, связанных с производством «Франкенвини», попали в первый полнометражный игровой фильм Бертона, «Большое приключение Пи-Ви». Боб Херрон делал трюки, костюмер Сэнди Берке Иордан – костюмы для фильма, дрессировщица животных Кристи Миле координировала животных для фильма, и Джейсон Херви сыграл испорченного мальчишку актера Кевина Мортона.
Этот фильм открыл новую творческую карьеру Бертона как режиссера игровых фильмов.
http://www.mouseplanet.com/9942/The_Mak … nkenweenie
перевод Helga