«Труп невесты»
С тех пор как Бёртон закончил съёмки "Кошмара перед Рождеством", он не прекращал поиски проекта, который дал бы ему возможность снова вернуться к покадровой мультипликации. Однако за прошедшие годы анимационный ландшафт сильно изменился, главным образом вследствие усложнения компьютерной графики. На переднем крае оказалась анимационная студия "Пиксар", основанная в 1986 году Джоном Лассетером, Стивом Джобсом и доктором Эдом Кэтмаллом, чьи первые шесть фильмов - "История игрушек", "Жизнь жуков" и "История игрушек 2", поставленные Лассетером, "Корпорация монстров", "В поисках Немо" и получившая "Оскара" "Суперсемейка" Брэда Бёрда не только собрали по миру более трёх миллиардов долларов, но и ещё дальше увели Голливуд в сторону от традиционной мультипликации с её целлулоидной заготовкой.
Интересно, что, когда говорят о компьютерах, имеют в виду именно технологии, основанные на разработках студии "Пиксар". Но главное здесь, что они делают хорошие фильмы, которые люди хотят смотреть, а вовсе не техническое средство, не компьютер сам по себе. Я учился вместе с этими парнями - Джоном [Лассетером] и Брэдом [Бёрдом] - и могу сказать, что они настоящие художники, всегда стремящиеся внести какие-то новшества, хоть что-то немного изменить. Они куда лучше меня разбираются во всём этом. Я не большой любитель компьютерной анимации, мне кажется, что созданные таким способом изображения часто весьма непривлекательны. "Пиксаровцы", по крайней мере, знают, как сохранить очарование созданных ими образов, которые смотрятся куда лучше, чем персонажи фильмов других компаний. Впрочем, это мой личный вкус, не более.
Не знаю, кто первый - Катценберг или "Дисней" - провозгласил, что целлулоидная мультипликация умерла. Мне кажется, это ужасно. А что, если появится некто и вновь сделает замечательный мультфильм с целлулоидной заготовкой? "Железный великан", поставленный в 1999 году Брэдом Бёрдом, - хороший фильм, но он совсем не был раскручен, маркетинг практически отсутствовал. Однако, если бы он имел громкий успех, вы бы не услышали разговоров о смерти целлулоидной мультипликации
На "Кошмар перед Рождеством" Бёртона вдохновило собственное стихотворение, написанное после съёмок "Винсента". Импульс к созданию "Трупа невесты", напротив, поступил из внешнего источника - от Джо Ранфта, талантливого разработчика сюжетов и художника-раскадровщика мультфильмов, а также мастера озвучки (канделябр в "Красавице и Чудовище", Игорь в "Кошмаре перед Рождеством", пингвин Уизи в "Истории игрушек 2"). В конце семидесятых Ранфт учился в Кэл-Артс, где и познакомился с Бёртоном и Джоном Лассетером, потом работал на киностудии Диснея, где соучаствовал в написании сценариев "Красавицы и Чудовища" (1991) и "Короля-льва" (1994).Ещё до того, как Ранфт обосновался на студии "Пиксар", он был ответственным за раскадровку на фильмах "Кошмар перед Рождеством" и "Джеймс и гигантский персик". В 2005 году Ранфт трагически погиб в автокатастрофе. Ему было сорок пять лет.
В пору работы над "Кошмаром" Ранфт познакомился с европейской фольклорной историей XIX века о молодом человеке, возвращающемся домой к своей невесте, чтобы сыграть свадьбу. Его обручальное кольцо случайно оказывается на полуистлевшем пальце убитой девушки, которая восстаёт из могилы и заявляет, что она теперь законная жена героя легенды. Чтобы уладить это недоразумение, ему приходится совершить путешествие в царство мёртвых, в то время как настоящая невеста, оставшись среди живых, томится в ожидании его возвращения.
Джо - замечательный выдумщик, во многом благодаря ему студия "Пиксар" добилась таких успехов. Он услышал где-то коротенькую историю, всего несколько фраз, - отрывок из старинной легенды, даже не знаю, какой страны, насколько я помню, она конкретно не называлась. И он решил рассказать её мне: "Возможно, тебя заинтересует эта история".
Было это во время съёмок "Кошмара", и я как раз искал материал в том же духе, чтобы поработать в технике покадровой анимации. И когда Джо рассказал мне этот сюжет, я в тот же миг понял, что нашёл именно то, что искал.
В "Кошмаре" мне нравилась, помимо всего прочего, эмоциональность, присуща характеру Салли. Здорово, когда в мультипликации есть живые чувства. Я подумывал также о более подробной разработке женских персонажей, так что в "Трупе невесты" для меня была важна именно эмоциональная сторона.
По той же причине я настаивал на использовании покадровой мультипликации. Стоило мне представить персонажей рисованными или компьютерными, и я понимал, что это не то. Есть в покадровой мультипликации что-то такое, что придаёт ей особую эмоциональность, - не знаю, почему, но, возможно, всё дело в осязательном эффекте: ведь люди двигают макеты собственными руками. Так, в работах Рэя Харрихаузена надолго запоминается именно какая-то диковинная эмоциональность его чудовищ, хотя они всего лишь монстры, и он вполне это понимал. Не то чтобы этого нельзя добиться в целлулоидной анимации или компьютерной анимации, но в покадровой мультипликации, если она сделана правильно, эмоциональность более глубинная, корневая.
Так или иначе, я набросал эскизы для "Трупа невесты", а потом отложил проект на долгое время.
"Долгое время" растянулось на добрых десять лет. Попытки осуществить этот замысел предпринимались в период создания "Джеймса и гигантского персика" и "Марс атакует!". И хотя "Кошмар перед Рождеством" был сделан на студии Диснея, "Труп невесты" обрёл пристанище на "Уорнер бразерс".
Как и в случае с "Кошмаром", не возьму в толк, почему нужно столько времени для созревания проекта. Похоже, действительно требуется десять лет, чтобы кушанье поспело и было подано на стол.
С "Кошмаром" у Диснея было примерно то же самое: я взялся за "Труп невесты", лишь заключив сделку с "Уорнерами", иначе всё так и стояло бы на месте. К подобного рода соглашениям можно относиться как положительно, так и отрицательно, сейчас, например, я не связан с ними какими-либо обязательствами. Снимая "Кошмар", я чувствовал негативное отношение к нему на студии Диснея, - лучше бы они прямо сказали, что он им не нужен. Но когда пытаешься осуществить проект на стороне, у них сразу появляется желание им заниматься, и не потому, что он им нравится, а просто на всякий случай, лишь бы добро не пропадало. Но ведь это не причина, чтобы делать что-то.
Удержать вместе группу, которая снимала "Кошмар", было едва ли возможно, поскольку фильм едва ли считали успешным. Когда я делал "Марс атакует!" на студии "Уорнер бразерс" и захотел применить покадровую мультипликацию, они не увидели в этом особого смысла: видимо, не сочли такую форму анимации способной принести прибыль.
В мире мультипликации люди попросту разбредаются кто куда, переключаются на компьютерные или ещё какие дела, - здесь ничего не получится, если не будешь ковать железо, пока горячо.
"Трупу невесты" дали зелёную улицу несколько раньше, чем "Чарли", - без сценария, вообще почти ничего. В начале работы я использовал "Кошмар" в качестве модели. А это не очень хорошая модель+ "Кошмар" делался почти так же, как в старые времена у Диснея - следуя повествованию: они знали, что снимают "Белоснежку", но сценария как такового не было, поэтому они просто двигались в том направлении, куда их вёл сюжет. Может быть, это не самый лучший способ что-то делать, но иногда приходится положиться на некую движущую силу: просто отдаться течению и ждать, куда оно тебя вынесет.
Вариантов сценария было много, кто их только не писал. Когда обсуждали версию Кэрол Томпсон, возник спор: она не соглашалась со мной, а я с ней, ну и ладно. И тут подключились Памела Петтлер и Джон Огаст. Памела сделала большое дело - помогла свести общие усилия в некий фокус, чего не могли добиться несколько лет. И Джон, конечно, тоже; мне нравится то, что он сделал с "Крупной рыбой", вообще люблю с ним работать - он не перестаёт меня удивлять. Пожалуй, он-то в конечном итоге и придал всему процессу правильное направление.
Однако было очень трудно отыскать равновесие межу эмоциями и юмором, и поскольку в основе фильма треугольник, страдает то одна его сторона, то другая. Казалось, что повествование идёт то от лица Виктора, то, скорее, от лица Виктории, а то и вообще что это история Трупа невесты, - равновесие никак не наступало. важно было выразить все точки зрения, не хотелось, чтобы Виктор казался совсем уж идиотом, но и девушки не должны были выглядеть законченными стервами. Так всё это и продолжалось, и лишь в конце я ощутил, что мы нашли нужный баланс. Стали понятны чувства всех, кто вовлечён в этот любовный треугольник, у вех появился шанс обрести симпатии зрителя. Он переживает за Викторию, сочувствует Виктору, и хотя обе стороны прибегают к разного рода махинациям, их действия становятся понятными.
Майк Джонсон работал художником-мультипликатором на "Кошмаре перед Рождеством" и "Джеймсе и гигантском персике", прежде чем снять собственную короткометражку "Дьявол отправился в Джорджию" (1996) и эпизод мультсериала "Социальное жильё" с закадровым голосом Эдди Мёрфи. Впечатлённый этой работой, Бёртон предложил Майку стать сорежиссёром "Трупа невесты".
Лишь немногие были способны на такое. Надо знать этот мир: в нём нельзя появиться внезапно - нужно иметь за плечами опыт. Майка я, в сущности, не знал, но его рекомендовала пара моих знакомых. Я видел несколько его короткометражных мультфильмов и поставленную им как режиссёром телепрограмму. Было видно, что он владеет профессией. Пусть это снято во многом интуитивно, но ощущается увлечённость материалом, во всяком случае, этого вполне достаточно, чтобы считать его прошедшим отбор.
Студия "Винтон", принадлежащая Уиллу Винтону, - пионеры техники Claymation, весьма успешные в рекламном бизнесе, - выпускала сериал "Социальное жильё", используя новую технологию Foamation собственного изобретения. С ними было достигнуто соглашение о съёмках "Трупа невесты" в их штаб-квартире в Портленде, штат Орегон. Но это сотрудничество оказалось недолгим.
Просто что-то не сработало: многое соединяется на химическом уровне, а здесь химия оказалась скверной - всё пошло не так, как нужно. Ничего не могу сказать о них плохого, они замечательные люди и делают хорошую работу. Как ни смешно это звучит, но с одними людьми ты сочетаешься, а с другими - нет.
Пришлось с ними расстаться, но, к счастью, я разыскал Эллисон Эббейт, которая тоже работала на съёмках "Кошмара" и была одним из продюсеров "Железного великана". Так что она участвовала в создании мультипликации и имела дело с киностудией.
Бёртон сам нарисовал героев фильма и передал рисунки испанскому художнику, разработчику персонажей Карлосу Грангелю, давнему партнёру компании "Дрим уоркз", чья работа над "Принцем Египта" (1995) получила широкую известность, а ещё больший успех имела "Подводная братва" (2004). Что касается стиля исполнения персонажей, то внимательные знатоки творчества Бёртона могут обнаружить, что Виктор, главный мужской персонаж "Трупа невесты", чем-то напоминает повзрослевшего Винсента.
Это не прошло мимо меня и вполне совпадало с моими собственными ощущениями, в чём я себе и признался. Каждый проект стараешься сделать так, чтобы он стал тебе близок. Личное отношение - то, из чего исходишь при создании персонажей фильма. Я прежде всего сделал предварительные наброски Виктора, а затем - Финниса и Мадлен, родителей Виктории. Когда эти несколько персонажей были готовы, с остальными всё также стало более или менее ясно. Карлос взял у меня рисунки и облёк их в плоть, но что было замечательно в его работе - неизменно уважительное отношение к духу замысла. Он сделал именно то, что и было нужно, став мостиком между мной и людьми, изготовившими кукол в Манчестере, - Маккинноном и Сондерсом. Я работал с ними и раньше: они сделали часть кукол к фильму "Марс атакует!". Они настоящие мастера, не хуже тех, что работали на "Кошмаре". Самое главное - найти тех, кого нужно, особенно в подобной сфере деятельности. Не так много людей теперь способны сотворить такое.
Ещё одну отсылку к миру "Франкенвинни" можно усмотреть во внешности Трупа невесты: словно это дальняя родственница Эльзы Ланчестер из "Невесты Франкенштейна".
Вдохновение можно было черпать на двух уровнях: в малой степени - на уровне персонажей, а на более глубоком уровне - в средстве выражения. Замечательная особенность покадровой анимации - её связь с Франкенштейном, которая выражается в том, что она делает неодушевлённые объекты живыми. По существу, это основное содержание всего процесса. Ты пытаешься проанализировать, почему тебе что-то нравится, почему ты любишь одно средство выражения и избегаешь другого. Тогда ты берёшь небольшой макет и делаешь покадровую мультипликацию. Насколько я понимаю, одна из причин этого в том, что ребёнком ты воспринимал всю эту мифологию, связанную с Франкенштейном, как нечто первичное. И покадровая мультипликация так мне мила именно потому, что она приучает любить эту тематику.
"Труп невесты" - классический фильм Бёртона: он предлагает вниманию зрителя два мира - живых и мёртвых, причём, аскетическая, серая страна живых никоим образом не принижает и не затмевает красочную страну усопших.
Тема мира живых, который гораздо "мертвее" мира покойников, игра на их сопоставлении и порождённые ею чувства - всё это знакомо мне очень давно, с самого детства. Помню свои ощущения от ненормальности того, что люди называют "нормальным" и, напротив, считают "отклонением от нормы" то, что таковым не является. Во мне всегда находили отклик монструозные персонажи и культуры вроде мексиканской с её Днём мёртвых, потому что я ощущал в них какую-то жизнь+ Я вырос в атмосфере пуританского пригорода, где смерть считалась чем-то негативным и мрачным. Но, увы, она приходит ко всем, поэтому мне всегда были близки культуры, которые помогали ощутить смерть скорее как часть жизни.
Бёртон сумел собрать выдающийся состав актёров, чтобы озвучить фильм, вдохнуть жизнь в "Труп невесты": голосом Джонни Деппа говорит Виктор Ван Дорт, Эмили Утсон озвучивает Викторию, невесту Виктора, Хелена Бонэм Картер - Труп невесты, а Альберт Финни и Джоанна Ламли - родителей Виктории. Звучат также голоса Кристофера Ли, Ричарда Э. Гранта, Джейн Хоррокс и Пола Уайтхауса - последний известен английской публике в основном благодаря комедийному сериалу "Быстрое шоу", фанатом которого провозгласил себя Джонни Депп.
Мне повезло: это не был престижный дорогостоящий проект, здорово, что люди занимались им просто ради собственного удовольствия. Я оценил это в полной мере, поскольку как бы совершил путешествие в прошлое, когда делал что-то, не задумываясь о ставке оплаты за день. Ты занимаешься своим проектом, а не бизнесом, и это великолепно. И актёров я приглашал не потому, что знал их, а пытался подобрать тех, кто действительно подходил. То есть я хочу сказать, что голос Альберта замечательно подходит для его персонажа, великолепно звучат голоса Джоанны Ламли и Эмили. То же можно сказать и о Поле Уайтхаусе: он удивительно талантлив, пожалуй, даже слишком хорош для этой мультипликации.
Так что в фильме звучали превосходные голоса. Никто из актёров не выезжал на давно отработанных приёмах, все прекрасно исполнили свои роли. Во время звукозаписи мы установили ненавязчивую маленькую камеру, чтобы снимать их: это могло помочь - некоторые из актёров теперь получили возможность более открыто выражать свои эмоции. Наверно, и мультипликаторам так было легче работать.
Если "Кошмар перед Рождеством" - американская по своей сути история, то "Труп невесты" скорее уходит корнями в европейское мироощущение. Здесь можно проследить близость к готической традиции и к нравам Англии викторианской эпохи.
Я определённо не желал относить действие к какому-то конкретному месту, да и подлинное этническое происхождение этой истории меня не слишком-то волновало. Больше всего привлекал сказочный аспект сюжета. Но было здесь и что-то от викторианской эпохи, а именно то репрессивное начало, которое ощущалось в мире живых. Это мне понятно: хотя нравы в Бербанке были вовсе не викторианскими, общество там было жёстко структурировано, люди разбиты на категории и помещены каждый в свою ячейку. То же можно сказать и об общественной структуре викторианских времён. Это проявилось в "Трупе невесты" ещё и потому, что мы снимали фильм в Британии и привлекли немало английских актёров. Хотя я и пытался следить за тем, чтобы речь персонажей не звучала слишком уж по-британски, это тоже создаёт некое смешение элементов и делает фильм не столь привязанным к определённому месту и времени. Джонни придаёт речи Виктора лёгкий оттенок английского акцента, что было вполне уместно и для некоторых второстепенных персонажей.
Хотя Бёртон превозносит сравнительно низкотехнологичные средства покадровой мультипликации за присущую им органичность, теперь он может сполна дать волю своему воображению благодаря некоторым техническим усовершенствованиям, появившимся после "Кошмара", - особенно неподвижным цифровым камерам вместо плёночных камер и более изощрённо выполненным куклам.
Технология имеет свои плюсы и минусы, тут ничего не поделаешь. Мы стараемся свести технику к минимуму, сохранив покадровую анимацию в чистом виде, насколько это возможно. Главное отличие от работы над "Кошмаром" заключалось в том, что там мы использовали сменные головы, а на этот раз приёмы были более тонкими. "Кошмар" - красивая мультипликация, но по мастерству изготовления голов, по их сложности уступает уровню "Трупа невесты". Впрочем, здесь у нас были свои проблемы: сменные головы в некотором смысле позволяют достичь большей чистоты исполнения. Так что можно сказать: чем более утончённые методы применяются, тем больше возникает проблем. С "Кошмаром" было проще ещё и потому, что делать всякие причудливые персонажи в технике покадровой мультипликации гораздо легче, чем людей - здесь возникают большие трудности. Второстепенные персонажи лучше подходят к этому средству выражения, а вот люди в покадровой анимации выглядят зачастую весьма странно. Линия, отделяющая то, что срабатывает, от того, что не получается, - очень тонкая. При этом не хочется доходить до точки, когда начинаешь задавать себе вопрос, зачем ты вообще связался с этим средством выражения. Так что, когда мы справились наконец с главными героями, я стал чувствовать себя уверенней.
Персонажи, образующие фон, очень важны; здорово, если с первого взгляда на них понимаешь, что они из себя представляют. В Червяке многое взято от Питера Лорра. Мне всегда нравились эти старые "уорнеровские" мультфильмы, где один из героев был карикатурой на него. Я не знал его, не видел фильмов с Питером Лорром, но стоит увидеть это маленькое создание, и вы скажете: "Замечательный персонаж". Именно этого мы и добивались даже для тех действующих лиц, у которых всего пара сцен. Они фиксируются в вашем сознании похожим образом, и даже если у вас не будет возможности узнать их поближе, какую-то информацию вы всё же получите. Если удаётся ухватить суть рисунка, это помогает в создании персонажа.
Один из них - Скрэпс, покойная собака Виктора, ныне - скелет в царстве мёртвых. Как и многое другое, это можно рассматривать как отсылку к детству Бёртона.
В детстве у меня было несколько собак - они всегда играли важную роль в моей жизни. Для большинства детей это едва ли не первые дружеские отношения, в которые они вступают. И нередко самые лучшие, самые незамутнённые. К собакам питаешь искреннюю любовь - это эмоция в чистом виде. Очень важно не забывать об этом и в отношениях с людьми. Пип был первым по-настоящему моим псом: мне было года два-три. Простая собачонка, заболевшая чумкой; думали, что она протянет всего пару лет. Пип охромел, но прожил довольно долго. Замечательные большие глаза, а сколько в них чувства и чистоты
И вновь зритель, видевший предыдущие фильмы Бёртона, возможно, заметит элементы тематики и стиля, знакомые по более ранним его работам. Если "Кошмар" содержит явный намёк на Кэба Кэллоуэя, то в "Трупе невесты" через образ Боунджинглса приносится дань уважения Сэмми Дэвидсу-младшему. Ни Виктор, ни Виктория не ладят с родителями, в то время как декорации фильма, его эмоциональная окраска и любовный треугольник имеют сходные черты с "Сонной Лощиной" и её мультипликационной диснеевской версией, столь любимой Бёртоном в детстве.
Что-то уходит из жизни с годами, но есть вещи, которые остаются с тобой. Вот почему всем нам интересны фильмы - те, что вызвали у нас эмоциональный отклик, о которых не перестаём думать. Поскольку эти фильмы пробудили в вас чувства, они остаются как бы частью вашего эмоционального багажа. Пусть я сам это не всегда сознаю, но энергетика такого фильма - во мне. То была одна из первых увиденных мной мультипликаций, где соединены юмор и мрачность, внутренняя энергия и музыка.
Что касается Сэмми Дэвиса, ну, подобная музыка и скелеты почему-то хорошо сочетаются. Да, этот персонаж возник именно так.
Нелады с родителями - что ж, дело обычное. Наверно, девяносто процентов детей проходят через это. И для меня всегда был болезненным вопрос, что следует считать нормой, что воспринимается светлым, а что - мрачным.
"Пиксар", в отличие от своих традиционных конкурентов со студии Диснея, по большей части избегает песен и музыкальных номеров. В "Трупе невесты", как и в "Кошмаре", звучат песни Дэнни Эльфмана, свидетельствующие о непроходящей привязанности режиссёра к старой, диснеевской модели.
Здесь не совсем то же, что в "Кошмаре". Тот фильм ближе к опере. В "Трупе невесты" есть музыка, она в нём органично присутствует, но мюзиклом его не назовёшь. Дэнни написал её так, что в истории подобного рода музыка становится одной из характеристик персонажа. Она вполне на своём месте. Я не любитель прилипчивых песен, которые существуют сами по себе и не вплетены в ткань фильма. У меня на них хороший нюх, и я стараюсь проявлять осторожность и предвидеть подобные ситуации. В моих фильмах есть песни, но исполняет их не Селин Дион
Взято из книги Солсбери «Бертон о Бертоне»
Подготовлено Жужей
взято: http://johnnytim.com/temat/tim/2001_2009/2001_2009.html