На форуме выкладывается перевод электронной книги Тима Ламмерса "Прямые беседы: Анимационные фильмы Тима Бертона"
Скачать книгу можно на странице производителя здесь.
Книга расскажет о создании фильмов "Кошмар перед Рождеством", "Труп невесты" и "Франкенвини'2012".
Книга содержит 48 страниц с интервью Тима Бертона, Денни Элфмана, Криса Сарандона, Эллисон Аббатэ, Мартина Ландау, Элайджи Вуда, Аттикуса Шаффера, Хелены Бонем Картер, Алана Рикмана, Рея Харрихаузена и других.
Перевод книги "Анимационные фильмы Тима Бертона"
Сообщений 1 страница 30 из 51
Поделиться12014-01-22 16:57:02
Поделиться22014-01-22 16:59:46
Книга Тима Ламмерса «Прямые беседы: Анимационные фильмы Тима Бертона»
Вступительное слово Тима Ламмерса
«Большинство цитат в этой книге взяты из статей, которые я написал для «Интернет Бродкастинг», Сент Пол, Миннесота, или с ресурсов TimLammers.Com/StrictlyCinema.Com, авторскими правами на которых я владею. Избранный материал, защищенный авторскими правами, используется с письменного разрешения «Интернет Бродкастинг». Материал интервью ранее в печати не появлялся, правами на него владеют также TimLammers.Com/StrictlyCinema.Com».
Предисловие Тима Бертона
«Я начал мою карьеру в рисованной анимации, и с тех пор использовал также покадровую и компьютерную анимацию. Я высоко ценю все формы – каждая имеет свои преимущества. Однако в моем сердце особенное место принадлежит покадровой анимации. Есть что-то в осязаемости, текстурах и физических арматурах такое, что я всегда любил. Это интуитивный, осязаемый опыт. Это сфера, которая часто остается незамеченной, и я надеюсь, что она будет продолжать существовать. Я счастлив, что такой уважаемый журналист, как Тим Ламмерс, является адвокатом этой техники. Такие люди, как он, а также режиссеры и кинопроизводители, помогут этой форме искусства жить дальше».
Тим Бертон, Лондон, ноябрь 2013.
Глава 1: Девушка с синими волосами.
В феврале 2006 года, после многочисленных запросов на протяжении лет, я, наконец, добился интервью с Тимом Бертоном. Этого режиссера, который является одним из самых влиятельных художников нашего времени, трудно прижать к стене, если только ты не поймаешь его в пресс-комнате перед выходом на экраны его фильмов. Даже если он номинирован на Оскар за режиссирование анимационного фильма, возможностей для этого по-прежнему мало.
Но на этот раз, благодаря моему дорогому другу на «Уорнер Бразерс», мое время настало. Бертон делал несколько пресс-конференций для разговоров о фильме «Труп невесты» - технически первого срежиссированного им фильма в покадровой анимации, хотя его влияние полностью распространялось на срежиссированный Генри Селиком «Кошмар перед Рождеством» 13 лет назад. Красивая готическая любовная история, срежиссированная Бертоном и Майком Джонсоном, номинирована на Оскар как лучший анимационный полнометражный фильм.
Удивительной вещью, которую я мгновенно обнаружил во время разговора с Бертоном, было то, что он не имитировал скромность. Он ни разу не сказал «такая честь быть номинированным», а также не сказал ни единой дежурной фразы, чтобы убить время. «Труп невесты», как и все фильмы Бертона, очевидно имеет глубокое значение для него. Создание фильма не имело отношения к номинациям и попыткам получить награды, оно имело дело лишь с возможностью получить резонанс от зрителей на эмоциональном уровне.
Для меня влияние «Трупа невесты» было связано лишь с моей на тот момент 10-летней дочерью Клео, которая была в восторге от идеи после того, как наша семья сходила на фильм в сентябре 2005 года. Клео была настолько очарована красотой «Трупа Невесты», что она выразила свою привязанность, создав костюм проклятой невесты для Хэллоуина 2006 года (и получила идею для костюма на следующий месяц).
Взволнованный тем, что фильм значит для моей дочери, я начал беседу с Тимом Бертоном с того, что посвятил его в ее планы. «Знаешь, это удивительно для меня. Я люблю слушать такие истории, потому что они исходят из сердец людей, а не каких-то иных мест», - сказал Бертон со скромным чувством высокой оценки, а затем добавил со смехом: - «Пока она не покрасит волосы перманентно в синий, с ней все в порядке».
Помимо выражения удовлетворения от знания того, что его работы имеют влияние на зрителей, Бертон сказал о том, что если что-то и волнует его в номинации на Оскар, то это понимание того, что находящееся в шатком положении искусство покадровой анимации проживет еще. Он надеялся – всего лишь надеялся – что номинация и признание, что получил фильм в покадровой анимации, вдохновит большее количество художников работать в этой сфере вместо того, чтобы брать курс на расцветающую компьютерную анимацию.
«Именно поэтому прошло так много времени между «Кошмаром» и этим фильмом – нужно было найти группу правильных людей и аниматоров», - вспоминает Бертон о 13-летнем промежутке между производствами «Кошмара» и «Трупа невесты». – «Многие люди, которые делали покадровую анимацию, перешли в компьютерную. Эти люди становятся все более и более редкими, поэтому по-настоящему хорошо то, что эта техника получила признание, потому что это дает спасательный трос для возможных будущих проектов в покадровой анимации».
Чудо факта создания «Трупа невесты» - частично и из-за того, что «Кошмар перед Рождеством» не был кассовым хитом изначально, когда вышел на экраны 29 октября 1993 года. К счастью, 90-ые годы еще были той эрой, когда фильмы не объявлялись студиями мертвыми после 1-2 недель, если плохо дебютировали в кассах (тема для дискуссии: в настоящее время фильмы оцениваются в масс-медиа лишь на основании того, сколько денег они собрали в первый уикенд, а не исходя из их художественной ценности, и непропорциональное количестве экранов, на которых они выходят, также не в счет). «Кошмар» был выпущен в то время, когда было достаточно импульсов для того, чтобы он стал культовым и породил соответствующих поклонников.
На самом деле, поклонники фильма, окруженные мерчендайзом с изображением героя и героини из фильма, Джека и Салли, а также чередой других персонажей, сделали «Труп невесты» более легким для продажи.
«Важной вещью относительно этого фильма и «Кошмара» было то, что они оба не имеют большого бюджета, а это всегда делает процесс создания фильма немного более легким. «Кошмар» имел странный эффект. Он был полухорошо принят, когда вышел. Он дебютировал просто хорошо, но получил куда больше жизни позже», - объяснил Бертон. – «Поэтому необязательно иметь большой успех, чтобы получить признание годы спустя. Это, я думаю, сделало судьбу «Трупа невесты» немного более легкой. «Кошмар» имел влияние – и я возьму от этого все, что могу получить», - добавил он, смеясь.
Бертон часто получал ярлык «странный» на протяжении лет, и, если посмотреть на его оригинальных персонажей, несложно понять, почему. Будь это Эдвард Руки-ножницы, Эд Вуд или Виктор Ван Дор, либо же его новые создания Вилли Вонка, Суини Тодд и Барнабас Коллинс, персонажи Бертона идут собственным маршем под собственные барабаны и неизменно в ногу с частым соавтором Бертона Джонни Деппом.
И хотя персонажи Бертона держатся особняком, а их внешний вид уникален, Бертон не равнодушен к тому, что его персонажи, и все люди в целом, чувствуют внутри себя: неизменное ощущение изолированности и одиночества, стремление быть принятым и, как в случае с «Трупом невесты», стремление к любви после трагического события, с ней связанного. В фильме отличие, разумеется, в том, что речь идет о любви, когда один человек – жив, а другой – мертв.
«Труп невесты» может охарактеризовать, почему фильмы Бертона так уникальны: атмосфера фантастична по своей природе и не требует зрелищных эффектов каждую секунду, чтобы привлекать внимание. Она способна развлекать, но, без сомнения, способна поразить и достичь зрителя на более глубинном уровне.
«Одной из вещей, которые, как мы чувствовали, мы хотели сделать отличающимися от большинства анимационных фильмов, - дать фильму иную стезю, более медленную и более романтическую, дать больше чувств и эмоционального веса персонажам», - сказал Бертон о «Трупе невесты». – «Это была наша цель, и я думаю, что покадровая анимация ее поддерживает».
Художник с заинтересованностью в макабрическом с проведенного в пригороде Бербанка детства, Бертон, как и многие мальчики 50-60-ых годов, был одержим классическими хоррор-фильмами. Будь то фильмы о Франкенштейне кинофольклора «Юниверсал» или существа из знаменитого лондонского Дома Ужасов Хаммера 50-ых, 60-ых и 70-ых, атмосфера тех фильмов – и иногда даже актеры – стали впоследствии инструментальными для работ Бертона, что, вероятно, наиболее заметно в его версии «Франкенвини» в покадровой анимации.
Легко заметить, почему эти фильмы повлияли на Бертона: в отличие от киношных головорезов, которые превалировали в кино, таких, как Кожаное лицо из фильма «Техасская резня бензопилой», Фредди Крюгер из фильма «Кошмар на улице Вязов» или Джейсон из фильма «Пятница, 13-ое», киномонстры минувших лет имели эмоции, которые эффективно создавали глубину и вес. В особенности монстр Франкенштейна или Ларри Талбот, также известный как Человек-Волк. Персонажи были не столько монстрами, сколько непонятыми созданиями. Эта линия, что неудивительно, идет красной нитью через большинство фильмов Бертона, таких, как «Эдвард Руки-ножницы».
Постоянно присутствующим в ранней жизни Бертона является такой светила хоррор-фильмов, как Винсент Прайс, который беспрестанно волновал киноманов в таких невероятных классических фильмах, как «Муха», «Тинглер», «Дом ночных призраков», «Колодец и маятник» 50-ых и 60-ых, «Ужасный доктор Файбс», «Доктор Файбс возвращается», «Дом крови» 70-ых.
Первое выражение личной привязанности к своему киногерою у Бертона в фильме «Винсент» 1982 года, для которого сам Прайс выступил нарратором хроники юного Винсента Маллоя (без сомнения, юного Бертона), непонятного мальчика, который хочет БЫТЬ экранной легендой.
Неудивительно, что Бертон обязан части корней его страсти, вложенной в «Труп невесты», «Винсенту», который вышел за несколько лет до начала его карьеры как режиссера полнометражных фильмов.
«Работать с Винсентом Прайсом было мечтой для меня, я написал эту вещь и послал ему и понятия не имел, как он отреагирует», - ласково вспоминает Бертон. – «Когда ты контактируешь с кем-то, кто очень сильно повлиял на тебя, это определенный риск. Потому что: а) они могут не ответить тебе, б) они могут оказаться не очень хорошими людьми», - добавляет Бертон, смеясь. – «Но он очень поддержал меня и по-настоящему помог сделать это. Когда он сказал «да», это стало гарантией».
Конечно, полностью кинематографические мечты Бертона осуществились, когда Прайс сыграл роль Изобретателя в его фильме «Эдвард Руки-ножницы».
перевод - Helga
текст принадлежит ресурсам burtonland.ru и johnnytim.com , при использовании необходимо указывать источник
Поделиться32014-01-23 01:13:05
Дина, большое спасибо за книгу и перевод!!!
Очень интересный материал, прочла с огромным удовольствием.
Самое важное, что остановило мое внимание, вот эта фраза о героях Тима, а, значит и о нем самом:
неизменное ощущение изолированности и одиночества, стремление быть принятым и, как в случае с «Трупом невесты», стремление к любви после трагического события, с ней связанного
Практически все герои личных фильмов Тима Бертона испытали это трагическое событие в любви, но снова стремятся к ней.
За исключением Джека Скеллигтона. Тот оставил попытки сделать свое Рождество, понять его, и удовлетворился тем, что по-проще и по-понятнее. Приемлимым в обществе.
Поделиться42014-01-23 03:16:33
Дина, спасибо большое за перевод книги. Интересно было почитать! Меня всегда интересовала покадровая анимация Тима.
Поделиться52014-01-23 11:38:03
Тим часто говорит о том, что мастера, работающие в пошаговой анимации - вымирающий класс. В этой технике снимается очень мало мультфильмов, и это, действительно, может прекратить существование. То, на что нет спроса, умирает.
Было бы здорово, если бы Тим сделал еще один анимационный фильм.
Тим говорит, что когда снимал "Труп невесты", он понимал, что успех "Кошмара перед Рождеством" поможет ему успешно выпустить свой новый фильм.
«Кошмар» имел странный эффект. Он был полухорошо принят, когда вышел. Он дебютировал просто хорошо, но получил куда больше жизни позже. Поэтому необязательно иметь большой успех, чтобы получить признание годы спустя. Это, я думаю, сделало судьбу «Трупа невесты» немного более легкой. «Кошмар» имел влияние – и я возьму от этого все, что могу получить»
"Труп невесты" стал очень популярен, но все равно, это не тот успех, что у КПР. "Франкенвини", следующий мультфильм Бертона, прошел практически незамеченным. Возможно, в будущем, он наберет свои баллы, как это было с КПР. Но, думаю, что этого не случится. В фильме нет той "странности", "готичности", которая сделала первые два мультфильма столь популярными. КПР стал классикой. Из тех подростков, что носят на себе атрибутику КПР, мало кто знает, что вкладывал Тим Бертон в этот фильм. Чуть больше знают, что это вообще фильм Тима Бертона. Это и есть - популярность. Когда ты не отдаешь себе отчета в том, кто автор того, что тебе нравится, что ты считаешь своим, тобой придуманным выражением твоей личности.
"Франкенвини" слишком прост, чтобы стать популярным на том уровне, на котором стали популярными КПР и "Труп невесты". Это не уменьшает его художественной значимости, но не придает популярности.
Хорошенький Спарки покорил сердца тех, кто смотрел мультфильм, но и только.
Поделиться62014-01-23 11:46:07
"Франкенвини", следующий мультфильм Бертона, прошел практически незамеченным. Возможно, в будущем, он наберет свои баллы, как это было с КПР. Но, думаю, что этого не случится. В фильме нет той "странности", "готичности", которая сделала первые два мультфильма столь популярными. КПР стал классикой.
КПР и "Труп невесты" создают альтернативные миры, такого рода дуальность, созданная гениально, не могла не вызвать широкого резонанса в умах и сердцах открыто мыслящих людей, творческих личностей, "тех, кто не как все прочие" и просто интеллектуальных людей.
"Франкенвини" же фактически показывает историю "ребят из нашего двора". В нем нет фентезийности, намного меньше метафоричности, повествуются совершенно обычная история, которую можно рассматривать как на верхнем уровне (мальчик любит свою собаку), считая фильмом для семейного просмотра, так и на более глубинном уровне, без труда разглядев метафору запрещенной обществом любви.
Поделиться72014-01-23 11:51:42
Практически все герои личных фильмов Тима Бертона испытали это трагическое событие в любви, но снова стремятся к ней.
За исключением Джека Скеллигтона. Тот оставил попытки сделать свое Рождество, понять его, и удовлетворился тем, что по-проще и по-понятнее. Приемлимым в обществе.
Как и сам Тим Бертон на тот момент. Лиза Мари была приемлема обществом на все сто и, безусловно, ооочень проста. Как высказался сам Тим устами Джека Скеллингтона: ну, раз "для парня из Кентукки я Мистер Неудачник", то......
Давайте вспомним текст арии "Плач Джека":
Мало кто станет отрицать,
Что я – лучший в том, что я делаю,
Мои таланты известны широко.
Когда дело касается сюрпризов
При лунном свете,
Я превосхожу всех без особых стараний.
Предпринимая самую простую попытку
Испытать мои призрачные чары,
Я видел взрослых мужчин пронзительно визжащими.
При помощи взмаха моей руки
И вовремя отпущенного стона
Я сшибал с ног самых известных храбрецов!Я – мастер испуга, я демон света,
И я напугаю вас так, что вы выпрыгнете из штанов
Для парня из Кентукки я – Мистер Неудачник,
А я известен и в Англии, и во Франции.
"Парень из Кентукки" - очень простая шарада. Тим прячет сокровенное на самом видном месте, чтобы мог понять каждый, кто имеет желание.
Три анимационных фльма Тима - наиболее биографичные фильмы Бертона по сюжету.
Поделиться82014-01-23 15:11:12
Больше всего в первой главе меня впечатлила вот эта констатация факта:
Удивительной вещью, которую я мгновенно обнаружил во время разговора с Бертоном, было то, что он не имитировал скромность. Он ни разу не сказал «такая честь быть номинированным», а также не сказал ни единой дежурной фразы, чтобы убить время.
Когда начинаешь прокручивать в голове огромный пласт интервью Тима, которых сотни, понимаешь, что это действительно так. Тим говорит фразы с выражениями в ключе "это такая честь для меня" редко и только в видеопосланиях, которые предоставляет, если не может присутствовать на той или иной церемонии, а также в благодарственных речах на сцене (Тим - вежливый человек). Что касается дежурных фраз, то Тим употребляет их, как правило, только для достижения нужного ему эффекта. Например, во время настраивания камеры на джанкете, сидя рядоми с Джонни: "Здесь так романтично, еще бы свечи..."
Тим на самом деле является довольно прямым и откровенным человеком. Даже о том, что он изображает из себя кого-то, кем он не является, он старается говорить вслух. В 2012 году Тим неоднократно сказал, что в реальной жизни живет как оборотень в самых худших проявлениях, что огорчает его. Также во время имиджевого позирования британской прессе в роли мужа Бонем Картер в Букингемском Дворце Тим громко сказал перед журналистами, что это - его работа.
Поделиться92014-01-23 19:01:13
Также во время имиджевого позирования британской прессе в роли мужа Бонем Картер в Букингемском Дворце Тим громко сказал перед журналистами, что это - его работа.
Кажется, его работа закончилась?
В прошлом году Хелена под руку с покалеченным Тимом обошла все церемонии награждения, какие только возможно. В этом году, невзирая на ее номинацию, она не была ни на одной.
Мало того, Хелена осенью заявила, что больше не будет сниматься в фильмах Бертона.
Вероятно, Бертон отработал свое.
Поделиться102014-01-23 19:11:43
И хотя персонажи Бертона держатся особняком, а их внешний вид уникален
Они не похожи ни на кого.
Фильмы Бертона настолько не похожи на фильмы других режиссеров, что удивительно, как кукольному режиссеру Бобину хватает смелости браться за продолжение фильма Тима Бертона?
Вероятно, Диснеевское руководство было в полном отчаянье, когда предложило Бобину режиссировать Алису. Наверное, никто из уважающих себя режиссеров не хотел браться за продолжение фильма, который снимал Бертон потому что это нереально сложно: продолжить его работу.
Его образы слишком индивидуальны, атмосфера его фильмов неповторима. Кому захочется взвалить на себя непомерный труд?
После Бертоновских Бэтменов, два последующих фильма, которые снимал Джоэл Шумахер, стали неуспешными. Они получили разгромную критику, разочарование зрителей, а фильм, "Бэтмен и Робин" 1997 года, стал провальным в прокате.
И только Нолан смог вернуть Бэтмену былую славу, но все равно, именно Бертоновские фильмы считаются классикой сериала.
Решимость кукольного Бобина снимать продолжение Бертоновского фильма с Джонни Деппом, напомнило мне замечательные слова Ремарка: "побеждают всегда дураки. Умные видят преграды, и останавливаются. Дураки же прут напролом, не понимая, что перед ними, и побеждают"
Это как раз ТОТ случай.
Поделиться112014-01-24 14:19:48
Кажется, его работа закончилась?
В прошлом году Хелена под руку с покалеченным Тимом обошла все церемонии награждения, какие только возможно. В этом году, невзирая на ее номинацию, она не была ни на одной.
Мало того, Хелена осенью заявила, что больше не будет сниматься в фильмах Бертона.
Вероятно, Бертон отработал свое.
Сейчас работает Депп. Они очевидно чередуются.
В конце 2010-2011 годах Тим отшагал на ивенты с Бонем Картер большее количество раз, чем за все предыдущие 8 лет от рождения его сына Билли. В то время Депп не ходил никуда с Паради и всячески замалчивал все с ней связанного, о чем хотели услышать журналисты. Когда от статуса мужа Паради удалось избавиться, начались отклонения проектов Деппа студиями, и Тим снова после перерыва в 7-8 месяцев забегал всюду с Бонем Картер. Но когда к Деппу была приставлена гомосексуалка Эмбер Херд в качестве невесты, Тим Бертон перестал делать выходы в роли мужа Бонем Картер. Это очевидно, не замечать этой пошаговой работы просто невозможно.
Поделиться122014-01-28 13:16:53
Глава 2: Это Хэллоуин.
Вероятно, самым большим заблуждением о «Кошмаре перед Рождеством» является то, что Бертон, который продюсировал фильм, также режиссировал его. На самом деле режиссером был Генри Селик, на тот момент начинающий режиссер покадровой анимации, чей предыдущий опыт в кино заключался лишь в двух короткометражках.
Однако, нет сомнений, что влияние Бертона распространяется на весь «Кошмар», начиная с официального названия фильма – «Кошмар перед Рождеством Тима Бертона». История базируется вокруг «короля тыкв» Джека Скеллингтона, жердеобразного скелета, который устал от однообразных жителей Хэллоуин-Тауна, а затем находит в лесу дверь в праздничные, светлые и яркие снежные земли Кристмас-Тауна. Организовав похищение Сэнди-Клешней (Санта Клауса), Джек наряжается в Веселого Святого Ника, чтобы привнести собственное восприятие своеобразного рождественского веселья в Кристмас-Таун. И в то время как Джек запрягает свои гробообразные сани с самыми лучшими намерениями, его поездка обращается катастрофой.
«Кошмар» основан на стихотворении, которое Бертон написал в 198 году. В дополнение к использованию персонажей, которых он создал, «Кошмар» также задействует символизм Бертона, включая витые ветки деревьев в Хэллоуин-Тауне (и, разумеется, ставший культовым спиральный холм, который изображен на постере). Даже те, кто смутно знаком с работами Бертона, знают витые деревья и деревья без листьев, их закрученные ветви появляются во многих его фильмах, включая «Крупную рыбу», «Сонную Лощину», «Алису в Стране Чудес». Он говорит, что это происходит не случайно.
«Любые мои образы, подобные этому, исходят из чувства лишения, возникающего, когда ты растешь в пригороде среднего класса в Бербанке», - объяснил мне Бертон в 2012 году. – «Там нет разницы в погоде, всегда яркое солнце и все как будто бы в строгом порядке. Поэтому многие образы, беру я их из хоррор-фильмов или откуда-то еще, являются реакцией против твоей окружающей среды. Если ты живешь в таком месте, которое является ярким, солнечным, простым, понятным, с правильными углами, то глубоко в душе и в сердце ты ищешь противоположного этому. Для меня это символы эмоций. Это те примитивные вещи, которых ты был лишен в своей жизни, и поэтому ты пытаешься исследовать версии этих вещей».
«Кошмар» был первым внедрением Бертона в сферу полнометражной покадровой анимации, но ему было комфортно знать Денни Элфмана – его приятеля и творческую силу пяти его предыдущих фильмов – который снова был с ним для приключения.
Самым значительным аспектом вклада Элфмана, однако, были не оркестровые партии, которые он привнес в саундтрек фильма, а его способность построить повествование при помощи музыки и стихов.
Для «Кошмара» Элфмана также попросили внести один дополнительный жизненноважный элемент: поющий голос Джека Скеллингтона. Бывший фронтмен нью-вейв альт-рок группы «Оинго Боинго», Элфман был хорошо музыкально подготовлен, чтобы справиться с этой работой. Крис Сэрандон, который озвучивал непоющего Джека, сказал мне в беседе, приуроченной к 20-летию «Кошмара», что поющим голосом Джека, вопреки ходящему в интернете слуху, изначально был запланировал Элфман, еще до того, как Сэрандон и другие актеры прослушивались на роль озвучания непоющего Джека. «На тот момент Дэнни Элфман записал много песен или даже все», - сказал Сэрандон. – «Там были изображения персонажа, показывающие, как он выглядит, и мы все читали реплики. В то время нам сказали, что поющий голос – это Элфман, и мы все пытались сделать голос соответствующим. Когда я вышел читать, меня выбрали на роль. Я до сих пор удивлен и поражен, что это произошло».
Глядя в прошлое, Сэрандон говорит, что предпринял бы попытки петь для роли, если бы его попросили об этом. «Это могло бы быть весело, но я не могу представить, что сделал бы эту работу лучше, чем Дэнни», - скромно сказал Сэрандон. – «Я пою. Я сделал четыре мюзикла на Бродвее, поэтому я не то чтобы не имел опыта. Дэнни, однако, пел собственную музыку, и он имел очень особенное, экстраординарное чувство к этому. Поскольку его происхождение – это прежде певец и музыкант из «Оинго Боинго», а уже потом композитор для кино, то его опыт больше заключается в развитии тех вещей, что ищут режиссеры».
И хотя Элфман дал Бертону, Селику и кинопроизводителям то, что они искали, и такие песни, как «Это Хэллоуин», «Что это?» и «Похитить Сэнди-Клешни», которые стали классикой для поклонников, для кинокритиков музыка «Кошмара» стала кошмаром.
Элфман сказал, что колкости в адрес музыки фильма стали худшими рецензиями за всю его жизнь. «Когда мы сделали «Кошмар перед Рождеством», я знал, что меня разгромят, и меня разгромили», - вспоминает Элфман в 2005 году. – «Это потому что модель музыки для этого жанра диснеевского мюзикла полностью базировалась на временных модных бродвейских стилях – и это была единственная музыка, которую мы выбрали такой, чтобы она НЕ была похожа на это».
Причина для этого была очень проста, по словам Элфмана. Он и Бертон «хотели очень отличаться».
«Мы хотели быть ретро, основываться скорее на Кёрте Уэйлле и Гилберте и Салливане, а не на временных диснеевских анимационных мюзиклах. Кроме того, у нас совершенно не было попсовых мелодий», - сказал Элфман. – «Поэтому я получил большие взбучки за это. Я знал, что так будет, поэтому я в некотором роде подготовился к этому и мне было все равно. Происходя из театральной труппы, «Мистические рыцари Оинго Боинго», я научился гордиться получать самые худшие рецензии. Мы их печатали на наших афишах».
Еще до того, как Элфман столкнулся лицом к лицу со своими очернителями, его режиссер должен был выиграть свои битву: убедить Дисней, что Джеку Скеллингтону не нужны глазные яблоки. Фильм разъясняет нам, кто победил в конце, но это было нелегко. «Это было самой сложной сделкой на «Кошмаре» - убедить людей, что твой главный персонаж вообще не имеет глаз», - сказал Бертон.
Отсутствие глаз ничего не значило для самых первых зрителей «Кошмара», а именно Сэрандона и его детей. То, что изначально было просмотровой копией для актера для замечаний по его игре, превратилось неожиданно для него в событие, которого он не мог ожидать.
«Я смотрел на закодированные надписи с временной шкалой внизу кадра, так как фильм еще не был закончен», - вспоминает Сэрандон. – «Я собирался вернуться в студию и поработать с Тимом над некоторыми репликами Джека. Мы сделали некоторые из них второй раз, и он хотел знать, заинтересован ли я в чем-то особенным образом».
Ироничным образом Сэрандон смотрел самую примитивную форму сырой анимации на видомагнитофоне, на самом изысканном техническом средстве того времени. Отсутствие высокого качества тогда ничего не значило. Отснятый материал, по словам актера, был достоин вдохновения.
«Мы все вместе сели смотреть видеокассету, мои две дочери, которым было в то время семь и девять лет, и мой сын, которому было то ли два, то ли три, и стали смотреть», - вспоминает Сэрандон. – «Они буквально прилипли к экрану, хотя это была всего лишь выглядящая плоско черно-белая рабочая копия. Они были покорены. Помимо тех замечаний, что я продумывал для предложения Тиму, я был совершенно сражен конечным продуктом и тем, как эти три ребенка разных возрастов прилипли к экрану».
Замечательной вещью, по словам Сэрандона, оказалось то, что его дети понятия не имели, что это их папа озвучивает Джека, что дало ему ощущение того, что он может обхитрить даже самых близких к его дому зрителей. «Старшие обнаружили, что это я, но только после того, как я им сказал об этом», - сказал Сэрандон, добавив, что большинство людей по сей день не знают, что эту работу сделал он.
Он сказал, что эта анонимность его не беспокоит, более того, он ее предпочитает. «Каждый актер хочет исчезнуть в своей роли, и эта роль - квинтэссенция этого», - сказал Сэрандон. – «Это полное исчезновение».
перевод - Helga
текст принадлежит ресурсам burtonland.ru и johnnytim.com, при использовании необходимо указывать источник.
Поделиться132014-01-28 21:35:23
Мне очень понравились эти слова Денни:
Происходя из театральной труппы, «Мистические рыцари Оинго Боинго», я научился гордиться получать самые худшие рецензии. Мы их печатали на наших афишах».
Какая замечательная самоирония, остроумие, а также способ привлечь к себе дополнительное внимание!
Еще вот эти слова о целях в создании "КПР":
Причина для этого была очень проста, по словам Элфмана. Он и Бертон «хотели очень отличаться».
Такая детская честность)) Разумеется, они хотели очень-очень-очень отличаться. И им это удалось. И теперь признанные гении в своих сферах.
Поделиться142014-01-28 23:33:53
Дина, спасибо! такой интересный материал дает нам Тим Ламмерс. Настолько интересный, что не раздражает даже то, как мало цитат Бертона он использует в тексте. Я думала, что будет больше.
В этот раз новая информация от Сэрандона.
Вот интересно от Тима Бертона:
«Любые мои образы, подобные этому, исходят из чувства лишения, возникающего, когда ты растешь в пригороде среднего класса в Бербанке», - объяснил мне Бертон в 2012 году. – «Там нет разницы в погоде, всегда яркое солнце и все как будто бы в строгом порядке. Поэтому многие образы, беру я их из хоррор-фильмов или откуда-то еще, являются реакцией против твоей окружающей среды. Если ты живешь в таком месте, которое является ярким, солнечным, простым, понятным, с правильными углами, то глубоко в душе и в сердце ты ищешь противоположного этому. Для меня это символы эмоций. Это те примитивные вещи, которых ты был лишен в своей жизни, и поэтому ты пытаешься исследовать версии этих вещей».
Тим часто говорит, что он любит Лондон, потому что там есть смена сезонов. Что жизнь в пригородном Бербанке, где все время прекрасная погода и ровные углы, может свести с ума и подвигнуть на преступление.
Я понимаю его. Когда я попадаю в новый микрорайон, где стройными рядами высятся многоэтажки, я начинаю испытывать панику.
Поделиться152014-01-28 23:35:04
я научился гордиться получать самые худшие рецензии. Мы их печатали на наших афишах».
Это клево, да. Денни великий человек.
Поделиться162014-01-29 00:59:43
Очень трогательная история о том, как дети Сэрандона прилипли к экрану во время просмотра тестовой версии. Образы Тима на самом деле обладают магией притяжения. Они проникают в подсознательное.
Поделиться172014-01-29 16:33:58
Глава 3: Новый взгляд на мир.
Сэрандон признался, что искусство покадровой анимации было практически полностью незнакомым для него, когда он получил роль Джека Скеллингтона.
«Я не знал, что нужно было для того, чтобы это получилось», - сказал Сэрандон, - «до тех пор, пока я не оказался в фильме и не оценил это высоко, я сказал: «Боже, теперь я поклонник!» Это изысканное ремесло, но сложнейшая задача даже для создания покадровой короткометражки. Я думаю, это выдающийся процесс».
В то время как Сэрандон впечатлен тем, насколько шагнул вперед процесс компьютерной анимации, он верит, что покадровая анимация сможет открыть мировому зрителю совершенно новый мир.
«Есть что-то особенное в присутствии фигурок – их физическом присутствии – то, что они на самом деле существовали в то время, когда кто-то в буквальном смысле передвигал их на бесконечно малую толику в пространстве», - восторженно говорит Сэрандон. – «Это дает ощущение того, что эти анимированные персонажи на самом деле существовали в пространстве, а не являлись нарисованными на бумаге или на компьютере. Смотреть фильм в покадровой анимации – удивительный опыт».
В то время как Сэрандон был новичком в этой форме искусства, Бертон сказал, что в юности его гипнотизировали покадровые фильмы производства компании «Ранкин/Расс», создателя той чудесной телевизионной рождественской классики 1964 года о северном олененке с красным сияющим носом.
«Я каждое Рождество ждал «Рудольфа». Этот фильм стал особенным событием, когда вышел», - вспоминает Бертон.
Работа над «Трупом невесты» восстановила веру Бертона в покадровую анимацию. О том, что у этой техники остается сила воздействия даже в такой простейшей форме, ему напомнили просмотры мультфильмов по телевидению с его в то время 2-летним сыном в 2006 году.
«Интересно видеть, что они смотрят. Ты сидишь и смотришь эту хрень, которую обычно не смотришь, по детским каналам», - смеясь, сказал Бертон. – «Там компьютерная хрень и немного старых покадровых фильмов. Между этими вещами большая разница, и он более глубоко реагирует на покадровые фильмы, я думаю, потому что они странным образом более реальны. Интересно смотреть, как он реагирует на эти вещи на незрелом уровне».
Время покажет, сможет ли другой аниматор в будущем создать нечто уровня Бертона, но если реакция его сына в столь юном возрасте является показателем, то будущее в хороших руках.
«Это сложно кому-то объяснить, но факт заключается в том, что в этом что-то очень сильное и примитивное. Если ты поклонник этого, то это остается с тобой навсегда», - сказал Бертон.
Нет сомнений в том, что «Кошмар» остался с поклонниками значительнейшим образом уже на 20 лет. И иногда в буквальном смысле, по словам Кетрин О’Хара, исполнительницы роли Салли.
«Я видела людей, чьи тела полностью покрыты персонажами и сценами из фильма в виде тату», - сказала мне О’Хара в 2009 году. – «Мир этих поклонников невероятно преданный. Я знаю, что в некоторых фильмах Тима существует тема изгоя, который не подходит миру, и это, определенно, затрагивает души многих людей. Я думаю, что «Кошмар» делает это сильнее, чем другие его фильмы».
О’Хара отмечает, что интересен спектр испытываемых эмоций во время просмотра фильма.
«Поклонники фильма относятся к нему крайне серьезно. Как и многие фильмы Тима, он мрачный, но в то же время светлый и смешной», - рассуждает О’Хара.
Сэрандон говорит, что мерчензайзинг создал огромную кустарную индустрию всего, что касается Джека и Салли, от фигурок до шаров с водой, часов, подушек и, конечно же, украшений на Хэллоуин, которые приносят в дома людей Кристмас-Таун и Хэллоуин-Таун.
«Есть люди, которые говорили мне, что имеют целые комнаты, заставленные памятными вещами в честь Джека. Целые музеи Джека. Это нечто экстраординарное!» - поражаясь, говорит Сэрандон.
Он спешит отметить, однако, что как актер он прекрасно понимает, что он не является предметом махинаций на почве «Кошмара» и что люди собирают вещицы с Джеком вовсе не из-за него. Джек и другие персонажи фильма живут собственной жизнью, по его словам.
«Они не боготворят меня ни в какой форме», - сказал он. – «Это их любовь к экстраординарному фильму Генри Селика, который создали Тим Бертон, художники и аниматоры».
перевод - Helga
текст принадлежит ресурсам burtonland.ru и johnnytim.com, при использовании необходимо указывать источник.
Поделиться182014-01-30 19:24:32
Очень интересно про двухлетнего Билли и то, как Тимми просматривал каналы детского телевиденья, пытаясь понять, что смотрят дети. Думаю, это был не праздный интерес))
Вспомнилось, как Джонни рассказывал о том, какой подарок сделал он своему другу, когда Билли был еще малышом. Сборник DVD с записями «Уигглз». Он был уже опытным отцом и знал, чем можно свести с ума родителей.
Поделиться192014-01-30 19:25:47
Про тату. Я всегда поражаюсь тому, как люди наносят на себя изображения героев Бертона. Только представьте, как им нравятся эти образы, что они хотят видеть их на своем теле всю оставшуюся жизнь!
Поделиться202014-01-30 19:37:02
Про тату. Я всегда поражаюсь тому, как люди наносят на себя изображения героев Бертона. Только представьте, как им нравятся эти образы, что они хотят видеть их на своем теле всю оставшуюся жизнь!
В тему:
Поделиться212014-01-30 20:06:13
Вспомнилось, как Джонни рассказывал о том, какой подарок сделал он своему другу, когда Билли был еще малышом. Сборник DVD с записями «Уигглз». Он был уже опытным отцом и знал, чем можно свести с ума родителей.
Это знаменитый рассказ, вошедший в предисловие к книге о Тиме, в котором Джонни по какой-то причине намудрил с датами. Джонни говорит, что встречался с Тимом в августе 2003 года, впервые задав ему при встрече вопрос "Как твоя семья?", имея в виду появление Билли. Далее упоминался этот самый сборник "Уигглз". Однако, Билли появился на свет в октябре 2003 года. Далее в этом рассказе Джонни говорит, что через несколько месяцев уже был на съемках "Чарли". Однако, между августом 2003 и июнем 2004, когда начались съемки, - фактически год. Впечатление, что у Джонни разные рассказы смешались в один.
Поделиться222014-01-31 16:53:06
Глава 4: Сюда идет труп.
Хотя в 1996 году Селик режиссировал, а Бертон продюсировал фильм «Джеймс и гигантский персик», для поклонников ушло еще 10 лет, чтобы увидеть следующий фильм в покадровой анимации с отличительными чертами Бертона, «Труп невесты» 2005 года.
Макабрическая романтическая история «Труп невесты» повествует о нервном женихе, Викторе Ван Дорте, который оказался в любовном треугольнике со своей назначенной невестой и мертвой невестой, которая живет в загробном мире. История переключается между двумя местами, оба в бертоновском стиле: скучный, черно-белый Мир Живых и яркий, цветной и веселый Мир Мертвых.
Для Бертона, хотя за его плечами двадцать лет режиссуры полнометражных фильмов, «Труп Невесты» во многом был фильм начинаний. Это был его первый полнометражный анимационный фильм в качестве полноправного режиссера, а также первый раз, когда двое его наиболее выдающихся исполнителей главных ролей в других фильмах, Джонни Депп и его партнерша в реальной жизни Хелена Бонем Картер, озвучили главных персонажей, Виктора и мертвую невесту Эмили, на которой Виктор случайно женится во время репетиции предложения руки и сердца в зимнем заброшенном лесу.
Фильм также принес Бертону первую номинацию на Оскар, которую он разделил с сорежиссером Майком Джонсоном. Эта честь досталась анимационному дому «Аардман», который создал получивший Оскара фильм «Уоллес и Громмит: Проклятье Кролика-Оборотня», в главной роли в котором, по странному совпадению, также играла Хелена Бонем Картер.
«Труп невесты» также подарил Бертону удачные временные рамки. Поскольку в то же самое время в Лондоне шли съемки его экранизации классической книги Роалда Дала «Чарли и шоколадная фабрика» («Чарли» вышел в США 15 июля, а «Труп невесты» – 23 сентября), Бертон смог использовать своих исполнителей главных ролей для обоих фильмов.
«Мне по-настоящему повезло, потому что это был своего рода кроссовер. Джонни был Вилли Вонкой днем, а ночью переходил делать «Труп невесты», - сказал Бертон.
Наиболее ценным качеством Деппа для Бертона является то, что он исходит из желания быть актером, а не знаменитостью. В то время как Крис Сэрандон растворился в Джеке Скеллингтоне, Депп эффективно СТАЛ Виктором.
«Он всегда исчезает – это ему свойственно. Мне так повезло с актерским составом», - скромно объяснил Бертон. – «На самом деле, когда я прочел имена в списке актеров «Трупа невесты», я сказал: «Я просто не могу поверить в это!», потому что они все замечательные люди и у всех замечательные голоса. Все, включая Джонни, просто пришли и поразили. Это было по-настоящему замечательно».
Эти замечательные люди были актерами, которыми Бертон восхищался и с которыми имел возможность работать раньше, включая Майкла Гафа («Бэтман», «Бэтман возвращается», «Сонная лощина»), Альберта Финни («Большая рыба») и Кристофера Ли («Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика»).
Описывая Ли и актерский состав: «Он невероятен – Кристофер как ходячая энциклопедия. И он такой удивительный человек», - говорит Бертон с восхищением. – «Мне очень повезло иметь в фильме этих людей, которые оказали такое большое влияние на меня. Смотреть фильмы с Кристофером Ли и Винсентом Прайсом и всеми этими другими людьми, а затем иметь возможность познакомиться с ними и работать с ними – это просто невероятно».
Еще один художник, который был духовно представлен в фильме, - легенда покадровой анимации Рей Харрихаузен, гений, который стоит за такими культовыми фильмами, как «Могучий Джо Янг, «Золотое путешествие Синдбада» и «Битва Титанов». Его фамилия является брендом рояля Виктора.
«Он приходил к нам на съемочную площадку, и, на самом деле, Джонни, Хелена и я приезжали в его дом встретиться с ним», - говорит Бертон о Харрихаузене. – «Он невероятен. Мне грустно, что он не сделал больше фильмов после «Битвы Титанов». Этот парень – по-прежнему чудесный художник».
В интервью 2005 года, незадолго до релиза «Трупа невесты», Харрихаузен (который умер в мае 013 года в возрасте 92 лет) сказал мне, как сильно он был тронут тем, что Бертон назвал фортепиано в его честь в фильме.
«Я рад, что люди высоко ценят работу, которая вложена в наши фильмы. Мы внесли много мыслей в наши картины», - сказал Харрихаузен. – «Есть что-то мистическое в том, как люди смотрят на покадровую анимацию. Это как ночной кошмар – ты знаешь, что это ненастоящее, но это выглядит настоящим».
Без сомнений, одними из наиболее запоминающихся образов работ Харрихаузена являются сражающиеся на мечах скелеты в фильме «Ясон и аргонавты». И Бертон наконец получил возможность создать свои собственные кости в покадровой анимации в «Трупе невесты» для некоторых персонажей Мира Мертвых.
В то время как Бертон черпал вдохновение у Харрихаузена для «Трупа невесты», другие вовлеченные в производства фильма черпали вдохновение у него самого.
Среди них британский режиссер Крис Батлер, который был художнкиом раскадровки на фильме, впоследствии режиссировал покадровую анимацию «ПараНорман» 2012 года с сорежиссером Сэмом Феллом. По воле судьбы этот фильм сражался за Оскар в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» с фильмом Бертона «Франкенвини».
«Я полюбил работать с ним. Я жил в США, когда услышал о «Трупе невесты», и в то время я работал над кое-чем другим, что получалось плохо», - вспоминает Батлер, смеясь. – «Я подумал: «Возможность работать с Тимом Бертоном над покадровой анимацией – хороший шанс покончить с этим». Поэтому я направился прямиком домой».
Батлер сказал, что шанс работать над этим фильмом дал ему и многим другим возможность вырасти как художникам и эффективно вырасти в индустрии покадровой анимации.
«Труп невесты» представил новому поколению художников покадровой анимации», - сказал Батлер. – «Многие люди, с которыми я работал на этом фильме, работали над своим первым в жизни фильмом. Это был мой первый фильм в покадровой анимации. Многие из тех парней помогли студии «ЛАЙКА» стать тем, чем она является сейчас. Это как если бы мы все выросли вместе».
перевод - Helga
текст принадлежит ресурсам burtonland.ru и johnnytim.com, при использовании необходимо указывать источник.
Поделиться232014-01-31 20:01:15
Спасибо!
Очень интересно о Харрихаузене. Я и не заметила, что рояль назван в его честь. Кстати, Селик в своем мультфильме "Кэролайн" отдал честь Джо Рэнфту, трагически погибшему в аварии немного спустя после окончания работы над фильмом "Труп невесты", показав его имя на грузовике, который перевозил мебель для семьи главной героини. Джо так же работал и над созданием "Кошмара".
Говоря словами Батлера, они, Генри Селик, Тим Бертон, Джо Рэнфт, Гарри Сабин, Джон Лассетер, Бред Берд, выросли вместе.
Тим классно сказал про Джонни: он всегда исчезает, имея в виду уникальную особенность Деппа становиться своим героем, переставать быть ДЖОННИ ДЕППОМ.
Поделиться242014-02-01 14:12:09
Игра на фортепиано в фильме "Труп невесты" по задумке Тима символизирует настоящую любовь, интимность, близость. Неудивително, что Тим назвал фортепиано именем того, кто пробудил в нем любовь к тому виду искусства, которому он впоследствии посвятил свою жизнь и в сфере которого стал признанным гением, легендой.
Поделиться252014-02-01 16:31:10
Джонни был Вилли Вонкой днем, а ночью переходил делать «Труп невесты», - сказал Бертон.
Как сильно напоминает одну из фраз Тима о его любимом типе персонажей, таких, как Бэтман или Авраам Линкольн версии Грэм-Смита. Гражданин днем - герой тьмы ночью.
Поделиться262014-02-02 03:31:21
Большое спасибо за сканы книжки:)
Много интересного узнаю )Понравилась глава про Кошмар перед Рождеством, на моей памяти имя Сарандона вообще нечасто всплывает,когда говорят о фильме. Поэтому интересно было читать то, что он сказал, так сказать, привнес в какой-то мере свежий взгляд. Интервью Тима маловато,но все равно интересно))
Поделиться272014-02-02 11:46:04
Mrs LOVEtt, эта книга производит впечатление чего-то очень нового, свежего. У автора стиль, не похожий на привычную публицистику по Деппу-Бертону, что мне доводилось переводить. И, конечно, крайне ценно то, что приведенные в книге интервью ранее никогда не публиковались.
Поделиться282014-02-02 15:39:59
О’Хара отмечает, что интересен спектр испытываемых эмоций во время просмотра фильма.
"Поклонники фильма относятся к нему крайне серьезно".
Я не совсем поняла, иронизирует Кетрин либо разделяет серьезное отношение к фильму. Я, как глубоко анализирующий поклонник Тима и человек, хорошо знакомый со степенью биографизма в его работах, отношусь к этому фильму очень серьезно. Это один из наиболее биографичных фильмов. Кроме того, сам Тим выделает его как наиболее личный свой фильм. Разумеется, широкий зритель рассматривает анимационные фильмы Бертона как "просто мультяк про собачку", "просто мультяк про скелета", "просто мультяк про трупешник".
Поделиться292014-02-02 15:59:59
Для русскоязычного зрителя Алексей Кортнев и компания сделали медвежью услугу, дав Кошмару перед Рождеством свой, несообразный с Бертоновским, текст. Подавляющее большинство русскоязычных зрителей Кошмара перед Рождеством, полагают, что написанный русскими переводчиками бредовый текст и есть то, что написали Элфман и Бертон.
Текст же этот не имеет никакого отношения к оригиналу. То, что сделали эти переводчики - преступление по отношению к Элфману, Бертону и их поклонникам.
Поделиться302014-02-04 11:11:24
Глава 5: Пустые глазницы.
Вечный нонкомформист Тим Бертон продолжил создавать череду безглазых персонажей для «Трупа невесты», а-ля Джек Скеллингтон, за исключением певца и танцора с голосом Элфмана? Бряцающего Костями. В этом случает Бертон пошел на уступки.
«Мы должны были дать ему немного характера, поэтому мы дали ему один глаз, который мог перекатываться вперед-назад», - сказал Бертон.
Кроме того, композитор саундтрека и песен Дэнни Элфман добавил, что этот одноглазый персонаж был своего рода трибьютом легендарному шоумену.
«Он выглядел, как Сэмми Девис младший, но скелет», - саркастически заметил Элфман.
Как и в «Кошмаре перед Рождеством», в «Трупе невесты» можно услышать вокал Элфмана, хотя это не было запланировано.
«Я не должен был петь это», - признался Элфман. – «Случилось так же, как на «Чарли» и «Кошмаре». Я всегда записываю демо всех песен с вокалом. На «Чарли» я не рассчитывал петь их все, но все просто так получилось».
Для песни Бряцающего Костями «Останки дня» Элфман, по его словам, держал в голове «хриплого певца» для исполнения джазовой композиции с историей о том, как мертвая невеста стала таковой. На самом деле он и Бертон прослушали более 20 вокалистов из Нью-Йорка и Лондона и записали троих из них, после чего Бертон снова попросил об одолжении старого друга.
«В конце дня Тим сказал: «Слушай, может ты просто сделаешь вокал?» Я не писал это под себя, но в результате сделал это, потому что Тим захотел», - вспоминает Элфман. – «Это была забавная роль».
Помимо череды безглазых персонажей, населяющих мир фильма, командуют парадом на экране персонажи с огромными наивными глазами, которых мы можем видеть на многих его концепт-рисунках, которые запечатлены в хронике в восхитительной коллекции его работ, артбуке «Искусство Тима Бертона» (издательство «Steeles Publishing», 2009).
Будь это Виктор, Виктория или Эмили, нет сомнений, что глаза персонажа – окна его души, а также нет сомнения, что фильм дает ощущение, что у этих кукол есть душа.
«Невероятно брать эти неодушевленные объекты и вдыхать в них жизнь. Это в некотором роде как Пиноккио или монстр Франкенштейна», - объясняет Бертон. – «С этими куклами было очень важно делать много крупных планов, как в обычном кино. Мы делали некоторые сцены с персонажами, которые просто смотрят друг на друга. А ведь это то, что ты не представляешь в анимационном фильме, это скорее фильм с живой игрой актеров».
Вероятно, создание Бртоном покадровой анимации с качествами фильма с живой актерской игрой было предзнаменованием того, что случится в будущем. Спустя 7 лет после «Трупа невесты» и 28 лет после выхода короткометражки с живой игрой актеров под названием «Франкенвини», которая определила карьеру режиссера, он смог рассказать эту историю снова, теми средствами, которыми изначально намеревался рассказать ее.
перевод - Helga
текст принадлежит ресурсам burtonland.ru и johnnytim.com, при использовании необходимо указывать источник.