Первые мысли после первого просмотра фильма, которые я хочу изложить, связаны с взаимоотношениями Тонто и его ворона, который, как мы предполагали, является экранным воплощением Тима Бертона (как рыбка Тимс в "Ренго").
Процитирую мои мысли после прослушивания ответов Джонни в Москве:
На мой взгляд, конференция в Москве дала нам самые ценные слова Джонни со всего промо - более глубокую трактовку образа ворона на голове.
Helga написал(а):Эта птица для меня - это уникальный образ. Может показаться странным, что у него мертвая птица на голове, но для Тонто это его верный товарищ, его духовный гид. Его единственный друг. Для него эта птица значит намного больше, чем, к примеру, стать частью людей списка А или частью общества. Это его истина, которую он носит на себе. Так что, птица – это его духовный гид и единственный друг. Кроме того, это выражение неуважения
Бросается в глаза список А. Разве может Тонто в 1860-ые попасть в список А, в высшее общество, если перестанет носить птицу на голове? Это звучит абсурдом. Зато само словосочетание, "список А", который чаще всего (если не единственно) используется для звезд Голливуда, мгновенно отсылает к Деппу.
Мертвый ворон стал героем фотосессии Тима Бертона в 2006 году. Тим показывал на фото, как это существо дорого ему. В "Тотал филм" упоминалось, что впервые Джонни сделал фото с мертвым вороном примерно в 2006 году (на съемках Пиратов-2) и показал их Гору на пляже. В 2009 году Джонни увидел картину с мертвым вороном на голове индейца с черно-белыми полосками на лице. Черно-белая полоска - символ Тима Бертона, им самим созданный и ставший впоследствии культовым. Этот портрет не мог не поразить Джонни до глубины души.
Теперь такой же мертвый ворон, как в сессии Бертона 2006 года, действует на нервы половине мира на голове персонажа Деппа.Теперь о том, что олицетворяет ворон, по словам Деппа в Москве. Это его гид, верный товарищ и единственный друг, который значит для него больше, чем вращаться среди класса А. Кто это может быть?
В "Ренго" Тима Бертона олицетворяет маленькое неживое существо, рыбка Тимс (прямая и бесспорная отсылка в имени), который в подсознании Ренго превращается в огромную-рыбу Бога, в абсолют, в самое дорогое существо; Тим даже ничего не делая - "слишком хорош". Сецна объятий Ренго и Тимса - самая нежная сцена, что я когда-либо видела. И это при том, что Тим - пластмассовая рыбка, нечто неживое. Мертвый ворон, единственный друг и самое важное существо для Тонто - тоже неживой.В творчестве Тима Бертона мертвый означает "иной", "не такой, как все", "изгой", "противостоящий традиционному" - но все эти значения при узкой трактовке последних фильмов Бертона сводятся к знаечнию "гомосексуальный". Поэтому мертвый ворон в фильме Диснея -
Helga написал(а):кроме того, это выражение неуважения
То есть способ провоцировать. Такой же, как ношение платка хенки-кода. Если понимать его значение, то это скандально. Американцы прекрасно знают о хенки-коде, это так же прозрачно, как рыбка, которую зовут Тимс, рядом с главным персонажем.
Ворон - истина Тонто, которую он носит на себе.
Фильм дал четкое понимание: Ворон - это Тим, как и Тимс в "Ренго".
Тонто постоянно носит ворона на себе и кормит его, что вызывает бурное раздражение всех вокруг. То, что Тонто носит ворона и кормит его, провоцирует злость и словесное выражение раздражения самых разных персонажей фильма. Как это похоже на раздражение масс из-за постоянного ВМЕСТЕ Бертона и Деппа!
История отношений Тонто и ворона такова. 10-летний команч Тонто, у которого есть ворон (кстати, Тонто в момент основной истории 36 лет), спасает двух белых людей (которые впоследствии оказываются двумя главными злодеями истории, Коулом (эквивалент Мэра в "Ренго", главный кинобосс) и Кавендишем (эквивалент Змея в "Ренго", кара от общественного мнения)) и приносит их в свое племя. Племя выхаживает этих двоих. Маленькому Тонто нравятся серебряные часы Коула. Коул и Кавендиш обнаруживают серебро в реке и просят Тонто в обмен за часы рассказать, куда река ведет к серебру. Тонто показывает им серебряную жилу, где тонны серебра. Злодеи отдают часы Тонто, а сами, желая убрать любых свидетелей, убивают все поселение Тонто и его ворона. Маленький Тонто приходит в селение, где только трупы. Он берет в руки мертвого ворона, чье тело источает черную краску, и наносит на свое лицо черные полосы, дав себе клятву отомстить двум злодеям. С тех пор ворон всегда с Тонто. Эта сцена полностью идентична сцене, в которой Шляпник лишился своего рода и надевает на голову Шляпу - свою сущность.
Есть сцена, безошибочно отсылающая к тому, что ворон - это Бертон. Когда Тонто и Рейнджер приходят к Красной, Тонто начинает пугаться запаха кота. Он надевает на голову НА ВОРОНА клетку, комментируя: "Котофобия". Поклонникам Бертона известно, что он боится котов.
В сцене, когда Тонто и Рейнджер попадают в перестрелку с бандой Кавендиша, голову ворона подстреливает пуля, и она сбита вперед. Рид уже знает, как много значит птица для Тонто, и боится сказать ему об этом. Он выбирает молчание, но впоследствии оказывается, что Тонто знает, что произошло с его вороном, и уверенным движением руки вправляет голову ворона. То есть, жизненные перипетии могут повредить ворона (как треснул Тимс в "Ренго"), но не могут его убить, так как он и так мертв (инаков).
В сцене, когда Тонто и Рейнджер спасаются из воды после атак недоброжелателей, Тонто выходит из воды и теряет ворона (который изображал мертвую птицу в клетке, якобы жертву метана в шахте). Он пугается и ищет его. Он находит его в воде. Тонто берет ворона в руки и ласкает его, утешает. Я плакала во время этой сцены.
100-летний Тонто, "малодостоверный" рассказчик", как называет его Гор, все еще со своим вороном, который уже изрядно потрепан. Но в финале фильма мы получаем образы, которые дают понимание всей концепции образа ворона и его значения для Тонто. 100-летний Тонто - это экспонат, на которого смотрят за деньги. Но реален ли 100-летний Тонто? Изначально мы видим его восковой фигурой, но только в глазах мальчика с пытливым умом он оживает и именно ему рассказывает свою историю. Реален он или нет, реальна его история или нет - решать зрителю, как подытожил 100-летний Тонто в ответ на вопрос мальчика о том, правда ли все рассказанное Тонто. Когда рабочий день выставки Дикого Запада подошел к концу, 100-летний Тонто снимает свой костюм Тонто и надевает строгий черный костюм. Он поднимает котелок и воздевает его над вороном. Мы, зрители, понимаем - он не наденется поверх ворона. Но в следующий миг мы видим слушателя, мальчика, а потом котелок уже на Тонто. Тонто уходит домой, а за ним летит ЖИВОЙ ВОРОН. Каждый видит в Деппе что-то свое - он экспонат, на который смотрит публика за деньги.
Этот метафорический ряд - Тонто и ворон, то ли реальные, то ли нет, то ли живые, то ли нет - показывает так глубоко истинное положение вещей. То, что Тонто-Депп так обожает Бертона-Деппа является объектом раздражения всех вокруг. Мертв ли ворон? Это зависит от того, кто смотрит. Для зрителей это мертвое существо, для Тонто это - смысл его жизни, живое любимое существо. Этот образный ряд четко и полностью перекликается с образным рядом последнего снятого Бертоном произведения, клипа "Здесь, со мной". В нем также восприятие объекта зависит от смотрящего - один и тот же объект для зрителей является либо увеселением, либо неживым манекеном, а для любящего - живым инаковым созданием.