ЧАСТЬ 15
КОНЕЦ
Мумии, призраки и очертания кладбищ в этой главе – это посвящение неотъемлемой части жизни – смерти. Это факт, который Бертон счастлив утверждать.
Хотя некоторые считают, что это восхищение зловещим, призрачным и нездоровым, он уверен, что это те люди, которые не способны принять это, те, кто не имеет связи с реальностью. Гораздо лучше исследовать возможности нашей кончины, чем превращать это в табу, в тягостную, угнетающую тему. Его основная проблема с обществом заключается в том, что существует тенденция автоматически сметать такие вещи, как смерть, под коврик. Именно поэтому ситкомы, наполненные устрашающей веселостью, пугают Бертона больше, чем хаммеровские фильмы ужасов.
Его исследование жизни после смерти – это признание дуальности жизни и смерти. Его рисунки, сделанные под влиянием мексиканского праздника Дня Мертвых, на которых изображены мертвые, часто носят фестивальный характер.
Возможности, которые предлагает смерть, бесконечны, и он напоминает нам, что смерть не освобождает людей от их обязанности жить, потому что никто на самом деле не знает, что будет после смерти. Возможно, смерть – это вечеринка, более яркая, чем жизнь, как в «Трупе невесты». Возможно, это бесконечное нахождение в долгих очередях в комнатах ожидания, как в «Битлджусе». Возможно, кто-то может украсть чью-то голову и использовать ее во зло, как в «Сонной лощине».
Он противостоит пугающей теме «Конца» и находит это забавным. Нет лучшего способа, чтобы преодолеть человеческий страх смерти, чем игриво принять ее существование. Кроме того, это дает тебе возможность полагать, что после смерти у тебя есть потенциал стать биоэкзорцистом.
Эллисон Эббейт, художественный координатор, работала над фильмом «Кошмар перед Рождеством».
«Тим установил гигантскую полароидную камеру на одной из съемочных площадок, чтобы делать крупноформатные снимки кукол. У этих фотографий есть такое сюрреалистическое качество, как если бы куклы были застигнуты врасплох, не в контексте их ролей в фильме, а словно это взгляд через замочную скважину на их личные уникальные души».
Вайнона Райдер, исполнительница роли Лидии Диц в фильме “Битлджус”.
«Я никогда не забуду, как я встретила Тима Бертона в первый раз. Он был в чем-то похожем на комнату ожидания, в одном из тех огромных зданий, что нависают над голливудскими павильонами. Я вошла и увидела парня, стоящего в углу, его руки были глубоко в карманах, словно он искал в них какую-то вещь, которой там нет. Он и я были одеты одинаково – в черное, конечно, и у нас обоих были черные волосы, стратегически зачесанные так, чтобы оставаться незамеченными. Мы кивнули друг другу, сказали «Привет!» и мгновенно начали беседу. Я подумала, что он кто-то из арт-департамента, возможно, кто-то, кто пришел показать режиссеру набросок или крутую модель, которую он сделал. С ним было очень комфортно разговаривать, что очень редко происходило со мной в 14 лет. Я была застенчивой и тихой тогда, а на пробах особенно нервной. Мне стало казаться, что я просто нахожусь у кого-то дома и зависаю с очень интересным парнем. Он был тем парнем, с которым я мечтала бы проводить время, слушать музыку, говорить об Эдварде Гори и обсуждать старые фильмы. Я даже представить не могла, что он – человек из кинобизнеса, я их представляла себе совершенно иначе в том возрасте. Он выглядел настолько не от мира сего, и он был, ну… просто слишком классный. Когда в конце концов я решила, что нахожусь не в том здании, и что я вообще наверное уже пропустила свои пробы в «Битлджус», я спросила его, знает ли он, где находится «офис того парня Тима Бертона». Он посмотрел на меня, пожал плечами и сказал: «Да, хей, как твои дела?» Ближайшие пять минут я провела, размышляя о том, издевается он надо мной или просто не понял вопроса. И тут меня осенило, что последние сорок пять минут и были ВСТРЕЧЕЙ. Это было замаскированным благословением. Он спросил меня, хочу ли я быть в фильме, и я спросила, должна ли я пройти пробы, а он просто пожал плечами и сказал: «Не-а. Все здорово». Как-то так.
Я часто думаю про тот день и о том, почему я помню все так четко. Когда-то происходишь из тех мест, где ты чувствует отчужденность и непонимание, будь то школа или просто повседневная жизнь, ты должен принять решение. Ты можешь тщательно исследовать это и иметь чувство глубокого одиночества, но также ты можешь принять это и даже порадоваться этому. Ты особенный! Уникальный! Аутсайдеры, давайте объединяться! Я находилась прямо в гуще этой подростковой тревоги. В том, что я встретилась с Тимом и мы стали друзьями, я вижу эту редкую, невысказанную связь, когда ты чувствуешь, что ты соединен с подходящим тебе человеком. Он заставляет тебя чувствовать себя союзником, родственной душой. Остальной мир господствует, но есть люди, которые являются исключением, и нет ничего плохого в том, чтобы быть исключением.
Я имела честь работать с ним на «Битлджусе» и «Эдварде руки-ножницы», и он напоминает заботливого друга. У него до сих пор точно такие же характер и дух, которые заставили меня полюбить его двадцать лет назад. Хотя Тим – тихий, нежно говорящий парень, до сих пор внутри него есть тот взволнованный, поразительный маленький мальчик. Я люблю называть его Дилл, потому что он любил шутить, что он выглядит в точности как сосед Финча Дилл в фильме «Убить пересмешника». Он однажды показал мне фото, и это было несомненно. Для меня этот мальчик похож на столь многих его персонажей, которых он создал и вдохнул в них жизнь: Винсент, Пи-Ви Херман, Битлджус, Эдвард Руки-ножницы, Эд Вуд, Бэтман, Эдвард Блум, Всадник без головы и так далее. Я горда и благодарна, что Дилл будет продолжать свободно существовать в славном королевстве, которое находится в сердце Тима Бертона».
ПРОДОЛЖЕНИЕ В ВИДЕ ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ СЛЕДУЕТ...