ЧАСТЬ 6
ЖИВОТНЫЕ
Не удивительно, что животные странствуют по всем работам Тима Бертона. Его выбор субъекта – это часто экспрессия и чувство родства. В его фильмах животные часто имеют больше личности в себе и вызывают больше симпатии, чем человеческие персонажи. Он несомненно видит их умными, не осуждающими спутниками. Вероятно, как и в случае с его любимыми постоянными коллегами, он высоко ценит их способность общаться на невербальном уровне.
В детстве у Бертона всегда были питомцы. Он с нежностью вспоминает, как однажды у него был дикий енот в качестве питомца по кличке Бонни, чей чистый интеллект соединился с Бертоном на эмоциональном уровне. Но очевидно, что его истинная страсть в Царстве Животных – собаки. Его любимый питомец – его поздний чихуахуа Поппи – постоянно появляется в его работах, деля холст иногда с чихуахуа-подружкой Вайлет.
Он исследует многие аспекты животных в обществе, от четвероногого друга до чрезвычайно избалованного пуделя или тех, кому наименее повезло и они превратились в шубы. Его фильмы обычно включают животных как закадычных друзей и верных компаньонов, которые играют важную роль в повествовании. В «Франкенвини» на собаке сфокусирована история. В «Кошмаре перед Рождеством» призрачный Зиро освещает путь для Джека. Бертон делал дизайн для эпизода в телесериале «Удивительные истории» о непонятном и унижаемом дворовом песике в «Семейном псе». В этой главе также представлены собака-зомби из «Винсента», череда животных из «Крупной рыбы», включая владельца цирка оборотня и бесстрашного кота-самоубийцу, пингвины из «Бетман возвращается», несчастные создания из «Алисы в стране чудес», которые против их воли обслуживают Красную Королеву, Икабод Крейн на его верном коне из «Сонной лощины», мумифицированный спутник Мальчика-Мумии из книги «Печальная смерть Мальчика-Устрицы и другие рассказы», приматы из бертоновского видения «Планеты обезьян». Однако, многие из этих животных никогда не предназначались для экрана, это просто выражение взгляда на мир животных Бертона.
Шейн Мэхан, совладелец и руководитель эффектов студии "Легаси"
"Тим сделал несколько персональных фотосессий. Я работал над некоторыми из них с ним, делал стойки, протезы, помогал ему с макияжем. Инсталляции основывались на его концепт-артах. Все снималось на громадную камеру Полароид, которой Тим дал прозвище "Доктор Сьюз". Это фотопроекты давали Тиму необходимую ему дозу никем не прерываемой, не зависимой от студий работы. Это научило тех из нас, кто работал с ним, важности того, чтобы делать художественные вещи для самих себя. Мы в кинобизнесе, который, несмотря на свою креативность, до сих пор является необходимостью считаться с массой мнений и предложений. Ты должен возвращаться к своим ранним мечтам время от времени".
Линдсей МакГоуэн, руководитель эффектов и кукольник студии "Стен Уинстон", работал над созданием "Крупной рыбы"
"Энергия и видения Тима заразительны. Когда ты работаешь с ним, ты пойдешь на что угодно, чтобы помощь осуществить фильм - даже если ты стоишь по пояс в холодной речной воде в Алабаме с дырками в резиновых сапогах, отчаянно пытаясь управлять куклой сома. Мы провели несколько дней на "Крупной рыбе", работая над эффектами, пытаясь построить поддерживающую структуру для Билли Крадапа, по которой он мог бы идти, и заставляли нашу рыбу-аниматроника плавать вокруг его ног после того, как он отпускает своего "отца". Все тесты прошли отлично, пока лодка не врезалась в эту структуру утром того дня, когда были назначены съемки. Мы думали, что починили ее. Тим и команда показались еще до рассвета и мы дрожали в воде, а вокруг нас сновали местные аллигаторы и черепахи. Оставался только один день, и это должно было быть сделано идеально. Наступило время для первого дубля. Место для съемки было эфемерным, ошеломительным в своей безмятежной красоте, Билли играет, рыба двигается красиво, все идет замечательно - и вдруг неожиданно рыба вздрагивает около его ног и останавливается замертво. "Снято! В чем дело, ребята? Разве вы не проверили все этим утром?" - "Да, попробуем еще раз". Следующий дубль - и повторяется то же самое. Твою мать! Тим несчастен, солнце в его наиболее совершенном положении, а мы все умираем внутри. Холодный пот катится по моей спине. Я вызываю по рации члена нашей команды, Мэтта Хаймлиха снова проверить оборудование снова. Последний шанс. Я скрещиваю пальцы и камера заскользила. Над рекой поднимается туман, солнечный свет ловит деревья на отдалении, и момент идеален. Билли играет блестяще, рыба подплывает к нему. Шейн и я делаем все для того, чтобы наши онемевшие пальцы не позволили испортить представление. Мы смотрели, чтобы двигать голову куклы и ее хвост вовремя, чтобы она подбиралась при помощи Мэтта к ногам Билли, и она двигалась, оплыла его, отправилась к горизонту и ушла под воду. "Снято!" Мы посмотрели в сторону камеры - Тим счастлив и улыбается. Мы все испустили коллективный вздох облегчения. Несмотря на ледяную воду и местных животных, снующих в темной воде, мы сделали все, чтобы снять это для Тима. Он был так поглощен этим. Дать ему меньше, чем он хотел бы для этой истории, было бы неприемлемым для нас".
Ричард Занук, продюсер, работал над фильмом «Алиса в Стране чудес»
«На протяжении 50 лет я продюсировал фильмы, работал с некоторыми самыми одаренными режиссерами всех времен. Последние 9 лет я продюсирую фильмы режиссера Тима Бертона, и, вероятно, это самая красноречивая причина того, почему я до сих пор держусь в этом бизнесе. Тим, бесспорно, настолько же визуален и талантлив, как и остальные, с кем я работал, но он, определенно, самый артистический и наделенный самым богатым воображением. Он думает визуально, не только в общих и широких концептуальных терминах, но также и в наидетальнейших мелочах. В его фильмах, как и в его рисунках, он освещает важнейшие элементы, поддерживает их незагроможденными и легко поддающимися интерпретации. Я уже понял это за пять фильмов, что всякий раз, когда я уверен, что знаю, что он собирается делать для той или иной сцены, я всякий раз все равно удивлен, даже если я пытаюсь мысленно «бертонизировать» его ходы заранее. ТО, в чем я всегда могу быть уверен. – это темп и ритм. Тим никогда не засиживается и не подводит. Его работа никогда не бывает скучной или утомительной. Этого нет у него в крови».
Кен Ролстон, руководитель спецэффектов, работал над фильмом «Алиса в Стране чудес».
«Алиса в Стране чудес» была моей первой возможностью поработать с Тимом. Каждое указание, что поступало от него, было от сердца. Соединяя это с его уникальным видением, мы были удостоены возможности видеть испытать на себе этот мир, отфильтрованный блестящим «мозгом Бертона».
Линдсей МакГоуэн, совладелец и руководитель эффектов студии "Стен Уинстон".
«Все на студии «Стен Уинстон» чувствовали, насколько родственный дух у Тима. Он помог воссиять заново тем давним утерянным дням, когда мы детьми смотрели хаммеровские фильмы, итальянские фильмы Марио Бавы, старые фильмы про монстров от «Юниверсал». Очень редко на протяжении своей карьеры ты встречаешь кого-то, кто делает современную версию фильмов, которые были так дороги тебе, когда ты был ребенком, а еще реже ты можешь найти кого-то, кто делает это снова и снова в своей уникальной манере».
ПРОДОЛЖЕНІЕ СЛЕДУЕТ...