ЧАСТЬ 4
Рик Хайнрикс, со-создатель «Винсента»
«Короткий монтаж из моих ранних впечатлений о Тиме»
- «Я смотрел его короткометражку на ежегодном Шоу Анимации в Кал Артс в 1979 году – «По следам монстра Сельдерея», которая выделялась из работ всех студентов в том году не изощренностью сюжета и выполнения, а потому что этот 90-секундный карандашный тест был истерически смешной».
- «Я захожу в его апартаменты в Бербанке, чтобы забрать его на сеанс кинофильма в «Синерама Доум» и нахожу его совершенно поглощенным чем-то на уровне земли – микро-миром муравейника».
- «Он вернулся в здание анимации Диснея немедленно после того, как ему вырвали все его зубы мудрости. И остаток дня он провел, бродя по темным производственным коридорам, словно призрак, держа окровавленный клинекс».
- «Когда я посетил его офис на Диснее первый раз, я был погружен в странный, красивый мир персонажей, которых он нарисовал и приколол на стены – мир ужасающе забавный, привлекательный и эмоционально резонирующий. Приводило в замешательство то, что продюсеры полнометражной анимации в то время находили его рисунки и концепты недостаточно трехмерными, чтобы использовать их в фильмах Диснея. Я чувствовал. Что они определенно неправы и, пытаясь доказать это самому себе, я сделал скульптуры некоторых его персонажей. Задачей было использовать форму и текстуру, чтобы воплотить его создания и дать им увидеть свет, не теряя их графичности и изначального характера. Результат этого эксперимента был необычным и удовлетворяющим, и после этого последовало длительное и волнующее сотрудничество с Тимом».
Рик Хайнрикс, со-продюсер «Франкенвини»
"Мне повезло видеть образы, которыми Тим наносит сокрушительные удары, когда хочет донести важную мысль до своих сотрудников. Нарисованные экономно, но безупречно, они часто являют собой одну простую-но-гениальную идею. Его нарративный темперамент диктует экспрессионистский визуальный стиль, который выборочно являет эмоциональную сердцевину его истории – это развлекает без погребения смысла под многослойностью суматохи объяснений и того, за что тебе не платят".
Денни Элфман, композитор и исполнитель арий Джека Скеллингтона, «Кошмар перед Рождеством»
«С тех пор, как я был ребенком, я любил мир причудливого, мрачного и фантастического, забавного и невинного… И Тим и есть все это. К тому времени, как мы делали «Кошмар перед Рождеством», я уже хорошо знал его искусство и всегда с нетерпением ждал увидеть что-то новое из его работ. В случае с «Кошмаром перед Рождеством» наша работа полностью базировалась на его рисунках. У нас не было сценарий тогда, и у нас было очень мало времени, и у нас был только он, рассказывающий историю, и я, рассматривающий многочисленные рисунки его персонажей. Этого было более чем достаточно, чтобы продолжать работать. Я очень четко понимал, кто есть кто и что есть что. Представить Джека и других как реальных персонажей было легко (и очень забавно). Создавать песни для них оказалось на удивление просто».
Джонни Депп, исполнитель роли Эдварда в фильме «Эдвард Руки-ножницы»
«Все, что у меня было, когда я впервые пришел работать с Тимом на фильме «Эдвард Руки-ножницы», помимо образов, всплывающих в моей голове, - это крохотный рисунок, который сделал Тим. Один взгляд на этот рисунок – это было все, что мне было нужно, чтобы понять, кто такой Эдвард. И так было всякий раз с тех пор. Касательно этого Тиму и мне повезло. У нас есть естественная тяга друг к другу, взаимопонимание. Даже если на какой-то момент мы еще не говорили, специально не обсуждали персонажа, наши видения всегда в одном ряду каким-то образом. Чудесным образом. Когда мы с ним разговариваем, беседы между нами настолько абстрактны, что случайному уху наши изящные искусства могут показаться чем-то чуть большим, чем чистейшая бессмыслица. Это, конечно, возможно, именно так и есть, но, тем не менее, то понимание, что существует между нашими точками зрения, - во всем совершенно светлое и всегда целостное».
Шейн Мэхан, арт-координатор студии Стена Уинстона, работал над фильмом «Эдвард Руки-ножницы»
«Поначалу Стен Уинстон имел тяжелые времена, ломая голову над Эдвардом Руки-ножницы: «Как у него могут быть ножницы вместо рук? И кто его сделал? И… И… И это все не имеет смысла!» «Нет, Стен, имеет. Это фантастическая роль!» - кричали все мы. Стен имел привычку гордиться тем, что он делает все настолько реальным, насколько это возможно, отвечая на все вопросы в процессе развития проекта. Он привык иметь дело с режиссерами, которые использовали науку и различные исследования для создания персонажей, а здесь он собирался трансформировать Джонни Деппа в винтажного немецкого экспрессионистского мальчика с ножницами вместо рук из плиты-робота. Мы продолжали говорить: «Но Стэн, это же сказка!» И вот в один день Стен пришел в гораздо более расслабленное состояние и сказал: «Я понял это… Это сказка! Давайте просто заставим это смотреться здорово, а Тим сделает все остальное».
Денни Де Вито, исполнитель роли Пингвина в фильме «Бэтман возвращается».
«Тим – художник с великим талантом и индивидуальным стилем. Его роль в «Хоффе» подчеркивает его талант виртуозного актера. Я так счастлив, что он выбрал стать режиссером, а не просто очередным великим художником, который получил бы признание, которое он истинно заслуживает, только после смерти, и тогда бы все парни, которые едва умеют держать в руках зубную щетку, не то что кисть, завесили бы стены его работами – то есть девяноста процентами причитающихся ему денег. Я люблю этого парня!»
Хелена Бонем Картер, исполнительница роли Миссис Лаветт в фильме «Суини Тодд»
«После того, как я заработала роль Миссис Лаветт через рутинный стандартный процесс прослушивания, Тим пришел в мою кухню, выглядя шокированным. «Я нашел этот оригинальный рисунок двадцатилетней давности». – сказал он. – «И это выглядит как ты и Джонни. Я нарисовал тебя еще до того, как узнал, что ты существуешь». Все начинается с рисунка. С одной маленькой картинки вырастает грандиозный фильм. Только Бог знает, возможно, я родилась, потому что он нарисовал меня. Хотя мои родители поспорили бы с этим».
Джонни Депп, исполнитель роли Суини в фильме «Суини Тодд»
«Когда я увидел эти рисунки впервые, всего за несколько дней до первой концепт-фотосессии для «Суини Тодда», я знал чего ожидать. Я знал, что они увидят Бенджамина Баркера таким же, каким я видел его. Строго, с его трагичным, беспощадным шоком белого, словно вспышка молнии посреди его меланхоличной мрачности».
НАЦИЯ ПРИШЕЛЬЦЕВ
Добро пожаловать во взрывоопасный мир неземных существ. Тим Бертон рисовал массу пришельцев, от зеленых марсиан до триффидообразных завоевателей. Его любовь к пришельцам всех мастей берет начало в другой страсти Бертона – телевидении и кино, научной фантастике 50-х и 60-х годов.
Эта глава полна хаоса, разрушений, и вещей вроде «а что, если…». Бертон игриво исследует возможность жизни на других планетах, и, согласно его видению, планета Земля далека от безопасности. Пришельцы атакуют под каждым углом, готовые разрушить. Гигантские пришельцы прогуливаются по небоскребам, сбивая самолеты и бомбы. Гигантская трехголовая гидра улыбается, в то время как они опрокидывают здания. Вы сможете насладиться тем, как забавно ему было разрабатывать варианты завоевания планеты, подшучивая над той серьезностью, с которой мы себя воспринимаем.
Бертон возвел свою любовь к пришельцам на качественно новый уровень, когда он адаптировал серию вычурных открыток от Topps Trading 60-х годов для фильма “Марс атакует!” Его забавные и злобные пришельцы – это оммаж фильмам о завоеваниях пришельцев 50-х годов. В большинстве проектов Бертона персонажи развивались из его набросков, включая характерные черты марсиан, сверкающие костюмы и саркастический характер. Начав препродукцию фильма сразу после «Эдда Вуда», Бертон впоследствии сказал, что он был бы подсознательно вдохновлен делать фильм «Эд Вуд» с большим бюджетом.
Также в эту главу включены концепт-арты, дающие первое представление о «Супермене», который постигла печальная судьба. Бертон провел год, развивая проект, и был уже близок к началу съемок, когда «Уорнер Бразерс» выдернули вилку из розетки. Взгляд на Супермена Бертона отличался от культового американского супергероя в спандексе, он был сфокусирован душевных смутах человека с другой планеты, который не подходит Выполненные различными способами, от карандашей до пастели и случайных брызг блестками, некоторые наиболее красочные работы Бертона могут быть найдены в этой главе.
Йэн МакКинон, компания «МакКинон и Сандерс», дизайнер кукол на фильме «Марс атакует!»
«Мир Тима эклектичен. В «Марс атакует!» стройные фам-фаталь сидят бок о бокал со злобными марсианами. На протяжении его ежедневных визитов в нашу мастерскую Тим делал его маленькие безумные эскизы его инопланетных завоевателей. Широкий обзор куда важнее беспокойных деталей. Истинная сила искусства Тима – в его понимании формы, в сильных и преувеличенных пропорциях. Всего несколькими линиями карандаша он создает цельный силуэт, как например треугольный набросок длинного шлейфа посла с культовым воротничком, или марсианскую девушку с фигурой в форме песочных часов. Вы ошибаетесь, если думаете, что грубые наброски Тима рудиментарны, бессвязны или наивны, так как они содержат жизненно важную информацию, демонстрируют большую деликатность, чувственность, непротиворечивую остроту зрения и великолепное видение».
«Мы были ошеломлены. Когда Тим впервые обратился к нам с проектом «Марс атакует!» на основе открыток от Topps Trading. Обычные работы Сандерса изображали насильственные кровавые бойни, которые показались крайне далекими от мира конфетных расцветок, населенного Джеком Скеллингтоном и компанией. Однако, Тим оказался способен рисовать окропленных кровью мертвых собак, горящие здания и расчлененные тела с мрачным, макабрическим юмором и уникальными визуальными трюками, что делает это не только приемлемым, но и странным образом красивым».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...