Не так давно на форуме был диспут по поводу фильма Джонни Деппа "Храбрец"
Теперь, когда страсти поутихли, хочу выложить рецензию Дины на этот фильм.
«Храбрец» Джонни Деппа: очаровательный героизм слабости.
Фильм «Храбрец» 1997 года – единственная режиссерская работа Джонни Деппа в киноиндустрии. Девяностые были очень тяжелым периодом для Деппа. Он был окружен друзьями-кумирами, от которых после полностью отошел - отрекся. Его жизнь была отравлена наркотиками, и смерть оказывалась очень близко с ним не один раз. В фильме же она настигла персонаж Джонни по его собственной воле, как это и могло произойти с самим актером и режиссером в реальной жизни.
В художественном тексте фильма периодически появляется знак – лицо с зашитым ртом с вопросительным знаком над ним. Спустя несколько лет, когда Депп изобразит этот знак на болезненном для татуирования месте правой руки, он объяснит его так: «Кто я? Куда я иду?» Рафаэль придет к смерти по собственной воле через самоотречение во имя своей семьи. Это роднит Рафаэля с Грегором Замзой из «Превращения Кафки», который был наказан превращением в насекомое и последующей смертью за то, что отказывался жить для себя, отрекался от себя во имя семьи – родителей и сестры. В юности Депп говорил, что идентифицирует себя с «кафкианским тараканом», и сюжет фильма «Храбрец» косвенно указывает на это.
Cюжет прост и тяжел одновременно. Действие происходит на протяжении одной недели в трущобной индейской деревушке на загородной свалке. Люди там живут в нищете и антисанитарии. Единственный шанс зарабатывать для отцов семейств – тяжелый физический труд. Но для главного героя, Рафаэля, это не желанный вариант. С юношества он предпочитает легкие деньги, получаемые нелегальным путем – кражи. Помимо этого, он всегда выбирал разбитной образ жизни – алкоголь, дебош, клоачные бары. И за первое, и за второе он получал одинаковое наказание – тюрьма. Наличие семьи не останавливает Рафаэля – он все равно выбирает легкие деньги и адреналин порока.
Сознательно Рафаэль хочет найти работу, чтобы, как он любит повторять, «обеспечивать семью». Но каждый выезд в город по поводу поиска работы приводит его неизменно в бар. И однажды незнакомец дает ему адрес места, где можно заработать денег за «особый талант». Не зная, что это за «работенка», Рафаэль идет по указанному адресу, потому что понимает, что речь уж точно не идет о работе на складе.
Когда маниакального вида «работодатель» расспрашивает Рафаэля о его судимостях и наличии семьи, после чего саркастически подытоживает: «Ах во-о-от почему тебе нужна работа - из-за семьи!», Рафаэль не возражает на это. Жена упрекает его тем, что больше половины их совместной жизни он провел в тюрьме, и он конечно же хотел бы утвердиться как муж и отец, который приносит деньги в семью.
Тучный режиссер-маньяк в инвалидном кресле (в блестящем исполнении Марлона Брандо) объясняет Рафаэлю, какого рода работу они предлагают – умереть в пытках перед камерой, потому что мучительная смерть – это лучшее, что один человек может дать другому. Хватаясь за лицо, Рафаэль просит назвать цену. Сумма в 50 тысяч долларов моментально напоминает ему о том, что начать строить дом можно за 25 тысяч, а когда режиссер кладет на стол треть денег авансом, принятие которых влечет за собой необратимую мучительную смерть через неделю, Рафаэль хватает деньги и мчится с ними в бар, где, впрочем, в первый вечер так и не выпил. Такие большие и легкие (под легкими деньгами я подразумеваю деньги, доставшиеся здесь и сейчас, а не за выполнение социального трудового долга) деньги – устоять против этого Рафаэль не смог.
Назавтра приходит осознание. И Рафаэль идет снова по тому же адресу, намереваясь вернуть аванс. Но в последний момент, уже под окнами пыточного дома, передумывает и устремляется в бар, где сильно напивается. Итак, первая покупка Рафаэля, мечтающего о деньгах для своей семьи, - это огромное количество выпивки для себя, дабы забыться.
Вторая покупка Рафаэля не менее эгоистична. С целью произвести фурор он устраивает мини-парк в деревушке с обилием дорогих игрушек, гирлянд, огромным телевизором, каруселью и прочими бессмысленными радостями. И первая реакция его жены – пощечина. Рафаэль, как обиженный ребенок, недоумевает и вопрошает: «За что???» Он искренне считает, что совершил прекрасный поступок.
Вслед за пощечиной происходит разговор с женой. Он, зная, что через пять дней умрет, сообщает жене, что теперь «все будет по-другому», и он будет обеспечивать свою семью честным путем. Не правда ли, жестокая ложь? Назвать это ложью во благо семьи не поворачивается язык. Это ложь во имя самолюбования человека, который предпочел смерть физическому каждодневному труду. Эгоистичная ложь человека, решившего, что задумал подвиг. Жена говорит ему: прежде, чем обеспечивать семью, нужно полюбить ее. Рита понимает, что такие большие деньги не могли достаться ему от работы на складе, как он говорит, и предчувствует, что скоро снова потеряет мужа надолго. Само собой разумеется, она думает о скором новом тюремном сроке. Она не может помыслить, что разлука будет навсегда.
Третья трата Рафаэля еще бессмысленнее – закатить фиесту для всей деревни. Треть от 50 тысяч уходит на бессмысленные развлечения. И это при том, что, имея дело с маньяками, невозможно быть уверенным, что семья получит оставшиеся тридцать с небольшим тысяч (а первый взнос на строительство дома, как помним, составляет двадцать пять). Как это чертовски похоже на Деппа: можно получить от него яхту, но едва ли можно получить его самого.
После фиесты Рафаэль занимается любовью с женой. Хотя до этого в повседневной жизни они не делили любовное ложе. Приходит понимание того, что остается три дня жизни, возникает желание говорить со своими детьми, обнимать их, читать с ними молитву перед сном. Приходит желание ласкать жену, которая любит его.
Поступки Рафаэля сложно обсуждать с сочувствием. Он лишает жену и детей, беззаветно его любящих, себя. Он просит священника деревеньки забрать деньги у маньяков и передать их жене и детям. Он считает, что всего лишь продает свое тело, как шлюхи, «которых церковь прощает каждый день». Но он не думает, что своим поступком губит как минимум четыре души – священника, жены и детей. Он не думает, что деньги могут не отдать и убить священника. Он не думает, что Рита может покончить с собой, узнав о его смерти, что она может сойти с ума. Он думает о себе и своем «подвиге».
За день до смерти чувства и нервы Рафаэля оголены, обострены до предела. После того, как на фиесте он отказал своему бывшему напарнику по кражам Луису поделиться с ним своим кушем, Луис предпринимает попытку насилия над Ритой. В результате Рафаэль зверски убивает Лиуса. Согласитесь, легко убить человека без страха понести за это наказание за день до собственной смерти. После убийства Рафаэль идет к мудрому старому индейцу, вождю, и просит духовной помощи. Старец говорит, что раньше Рафаэля никогда не интересовала мудрость предков, культура их племени. Вождь оставляет его наедине у костра, призывая услышать духов, со словами: «Помни о детях».
Помнить о детях – это оставить их без отца. Таково решение Рафаэля. Только вот некому будет о них помнить. Мертвый человек не может помнить. Прощальный подарок Рафаэля сыну – его монетка-талисман с запястья, жене – чашка кофе. А ведь эти подарки куда дороже, чем бессмысленные макеты тела человека, телевизоры и карусели. Даже дороже, чем секс с женой и молитва перед сном с детьми.
Идя на смерть, он отдает адрес своих убийц священнику. В результате чего, взяв блокнот с адресом, священник снимает сутану. В моем понимании, настоящий герой в фильме – не Рафаэль, а именно священник. Он отрекается от сана во имя Рафаэля и его семьи, идет на риск смерти не по собственному выбору. Он идет на возможную смерть, а Рафаэль – на самоубийство по собственной воле. Самоубийство – это эгоистический поступок.
Поступок Рафаэля – бессознательное желание бросить все и уйти от проблем, причем уйти красиво. Это очень роднит Рафаэля с Джонни. Как говорил сам Депп в середине 2000-х годов: «Если меня что-то напрягает, я просто говорю: «А пошло оно…» и бросаю это». Смерть за деньги во имя семьи, вероятно, помогает Рафаэлю преодолеть свой гнетущий его комплекс бесполезности.
Общепринятая мораль фильма - «умру за свою семью». Но разве твоей семье будет хорошо от того, что ты умрешь? Фильм вышел чем-то вроде материализации метафор "убить за" и "умереть за". Джонни в своих интервью часто говорил вещи вроде "я убью за...", "я разорву на тысячи мелких кусочков за...". В этом фильме мы видим и «убийство за…» и «смерть за...». Рафаэлю нравится его выбор, он драматичен и эстетичен в его понимании, и, безусловно, мазохистичен. Не забываем, что Депп на протяжении всей своей жизни увлекался шрамированием и нередко вставал на деструктивный путь. Руки его усеяны шрамами, в прошлом «друзьям» доводилось отвозить его в больницу, чтобы усмирить его сердца после приема наркотиков в больших дозах.
Джонни и Рафаэль - суть один и тот же человек в разных условиях существования. Это мужчина, который на самом деле внутри ребенок, отчаянно хотящий казаться взрослым мужчиной, что у него никак не получается. Поступки, совершаемые им и кажущиеся ему взрослыми, - суть поступки 13-летнего подростка.
Типаж мужчины-ребенка, прекрасного, как ангел, и несамостоятельного, - наиболее привлекательное существо для обоих полов и всех социальных групп. «Храбрец» можно смело назвать эстетским фильмом. Привлекательность Джонни Деппа подана со всех сторон: мы можем любоваться его телом, волосами, тонкими пальцами, глазами, губами. Когда вспоминаешь, что снимал Деппа режиссер Депп, невольно удивляешься, и хочется сказать: «А этот парень знает цену своей красоте!»
Этот фильм настолько же красив, насколько уродлив. Он позволяет любоваться тонкими пальцами на ангельском лице, струйками крови на прекрасной ладони наравне с возвышенной красотой природы, воды, гор, заходящего солнца. Уродство же показано без прикрас: клоачные бары, маргинальные люди, мерзкие до предела, открыто показана непривлекательность общей попойки (с божественно мерзким Игги Попом в эпизоде – одним из друзей, от которых Джонни позже полностью отойдет).
Джонни после выхода «Храбреца» говорил, что этот фильм близок ему, как никакой другой. В моем понимании он снял фильм о самом себе. Спел самому себе гимн. Вознес в ранг геройства столь привлекательную для других слабость андрогинного мужчины.
Автор статьи Helga