Хочу предложить статью Infinity о сьемках "Пиратов карибского моря""Сундук мертвеца".
После исключительного успеха «Пиратов Карибского моря. Проклятие Черной Жемчужины» не снять продолжение было бы, по меньшей мере, непростительно. Полностью осознав это, продюсер Джерри Брукхаймер начал переговоры с актерским составом сразу о двух новых сериях фильма. Гор Вербински, получив такой простор для деятельности, бал однозначен в своем решении, что пиратская трилогия должна превзойти знаменитых «Матрицу» и «Властелина Колец».
После успешных переговоров Джонни подписал контракт на участие только в одном фильме (инстинктивно опасаясь участия в сериалах), рабочее называние которого было «Сокровища «Потерянной Бездны» («Потерянная Бездна» – это еще один легендарный пиратский корабль, хотя популярный гораздо меньше «Летучего Голландца»). Режиссером снова выступил Гор Вербински, авторами сценария – все те же Терри Россио и Тед Эллиотт. В актерском составе, помимо Джонни, снова присутствовали Орландо Блум и Кира Найтли. Для самого Джонни во второй раз впрыгнуть в шкуру созданного им героя было необычайной радостью. «Я и не ожидал, что моя роль будет иметь такой успех у зрителей. Я очень тронут! Я уже пришел в себя после съемок первого фильма. Когда полностью сливаешься со своим героем, необходимо потом от него отдохнуть. Я очень скучаю по нему по нему, мне не достает ощущений, которые я испытывал, будучи Джеком. Это было просто потрясающе. Я испытал огромное удовольствие, сыграв эту роль. Не было ничего лучше, по-моему, чем сыграть капитана Джека. Я действительно полюбил этого персонажа. Когда вжился в роль, а это со мной случилось сразу, потом пришлось пройти через декомпрессию. И депрессию. Было ощущение сродни "Боже, шесть месяцев я был другим человеком и никогда больше его не встречу". Было очень странно. Я полностью "вжился в роль". Я знал своего персонажа настолько хорошо, что работа становилась естественной для меня. И, прощаясь с ним после первой части, где-то в глубине души я верил, что у этой истории будет продолжение. Мне очень симпатичен капитан Джек. Мне нравится и этот персонаж, и сценарий. На съемках я стремился представить себе обстановку того времени, понять психологию пиратского капитана. И чувствовал себя как в родной стихии. Может быть, в прошлой жизни я был пиратом? Когда заканчивались съемки картины "Пираты Карибского моря: проклятие Черной Жемчужины", у меня было тайное подозрение, что я опять увижу капитана Джека, с которым я очень сблизился и от изображения которого получал большое удовольствие. И когда они сказали: "Мы будем рады сделать вторую и третью часть, я тоже очень обрадовался. Я эгоистически хотел снова оказаться капитаном Джеком. Когда начались съемки второй части, мне показалось, что прошла неделя с тех пор, как я расстался со своим героем. Это было здорово. Здорово, что вся команда вернулась. Большинство участвовало в съемках первого фильма, съемки которого длились очень долго. С процессе такой работы все сближаются. Это похоже на большой циганский табор. На цирк. Бродячий цирк. Вторая часть "Пираты Карибского моря" получилась комедийнее первой. А капитан Джек стал еще забавнее. Бюджет фильма вырос и спецэффектов стало больше. И, по-моему, нам удалось сохранить накал энергии. Многие могут посмотреть на меня и сказать: "Ага, Депп продался!" - говорит Джонни о своем коммерческом успехе. – Но не думаю, что это так на самом деле. Мне снова захотелось сыграть капитана Джека, потому что это ужасно весело и невероятно интересно. И если будут снимать шестую или седьмую часть "Пиратов" – только позовите, и я тут как тут! Продался ли Джонни Депп Голливуду?.. Независимо от того, успешно или нет прошел тот или иной фильм в прокате, я бы хотел, оглянувшись назад, гордиться любой сыгранной ролью. Для меня важнее всего, чтобы мои дети сказали: "Пап, ты – молодец!" Но даже если кто-то воспримет какую-то мою роль как худшую из худших, я все равно сожалеть не буду. Все в жизни происходит не просто так. Пока я работал над этой ролью, я все равно научился чему-то новому».
На плечи Гора Вербински о второй раз взвалилась гигансткая ответственность снимать продолжение пиратской саги.
«Мы и не думали, что будем снимать еще один фильм про пиратов. И все же мы снимаем их. Год назад мы собрались в офисе Брукхаймера, и решали, чем бы заняться. Возникло сразу много вопросов. Как бы нам снять два фильма сразу? Что на повестке? Кто у на злодей? Злодея мы нашли. Дэйви Джоунс. Мне он сразу понравился. Вопрос бы также в том, как сделать трилогию завершенной? Чтобы после нас и в голову никому не пришло снимать фильм о пиратах».
Как и следовало ожидать, новый фильм невозможен без нового архизлодея. На этот раз роль Дэйви Джоунса – злобного капитана проклятого корабля, со здоровенным осьминогом на месте головы – досталась британскому актеру Биллу Найи.
«Мне понравился этот персонаж, – говорит Найи. – В нем есть то, что заставляет его ненавидеть, но на каком-то этапе вы начинаете понимать, что его можно и полюбить. При всем своем ужасающем виде он может вызвать сочувствие. Джоунс – сложный персонаж. Во всяком случае, я хотел сделать его именно таким».
Продюсер Джерри Брукхаймер был уверен в том, что многомиллионный бюджет направлен в умелые руки. Хотя уже на первом этапе работы над сюжетной линией возникли сложности. «С персонажами всегда так бывает. В первом фильме мы два битых часа рассказывали зрителю про них, а теперь у нас есть еще четыре часа, чтобы раскрыть их образы. Я верю, что все получится. У Гора душа ребенка, но он просто отличный талантливый режиссер. Я осознаю весь риск этого проекта. Труднее всего удержать знаменитости. У каждого из них карьера супер-звезды. Они нужны всем и пользуются повышенным спросом. И сделать продолжение с теми же актерами – занятие не из дешевых. Слишком много других режиссеров хотят их снимать. Сделать один фильм – задача не из простых, а два подряд – это уже сверх-задача. Не хватает времени на подготовку второго фильма, не говоря уже о третьем. Закончив второй фильм, начинаешь третий, а времени на подготовку снова нет. Это чистое сумасшествие».
В начале октября 2005 года еще не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающее сценарий. Съемки же уже были намечены на февраль. Скорее всего, это произошло из-за того, что, когда родилась и была озвучена идея снять второй и третий фильмы про пиратов, авторов вдруг сорвали с места и поставили перед ними задачу в кратчайшие сроки подготовить сценарии. Кроме того, сценаристы Тед Элиот и Терри Россио не спешили отдавать готовый сценарий сразу, показывая его по частям, опасаясь, что продюсеры наделают в нем кучу поправок. Их идеей было следующее: когда сценарий будет готов, придется снимать точно по нему, поскольку времени на раздумья уже не будет. Представить черновой набросок к первому дню съемок – вот правило «пиратских» чудо-сценаристов.
По неофицианьным данным неготового сценария, фильм имел много натурных эпизодов, урезать которые было просто невозможно. Как и перед съемками первого фильма, команде Вербински довелось прочесать каждый километр Багамских островов. Гор всегда выбирает натуру единственным способом: подплывая к ней, добираясь до нее пешком, спускаясь к ней по веревке ли с парашютом. И чем более диким и безлюдным будет место, тем лучше. Для острова была выбрана просто потрясающая натура, но группе бы так и не удалось до нее добраться с первого раза, если бы не один местный житель с мачете, который прорубил тропинку на вершину холма посреди зарослей.
План съемок был рассчитан на 200 дней. На этапе подготовки в штате числилось почти 1000 человек. Принятый изначально бюджет составлял $200млн., но уже на этапе подготовки к съемкам стало ясно, что в финансовый план фильм не уложится. По предварительным подсчетам было необходимо увеличить бюджет еще на $25млн., которых студия выделять не торопилась, агрументируя это неуверенностью в успешном прокатном будущем фильма. В середине января, за несколько недель до начала съемок стал вопрос о возможном закрытии проекта. Но уже через две недели был подготовлен новый план съемок, каждый день которого был загружен под завязку. На подготовку больше не оставалось времени. Надо было приступать к работе, результат которой, по твердому убеждению Гора Врбински, должен получиться либо полной ерундой, либо шедевром.
Процесс начался вовремя, как и было запланировно, 28 февраля 2005 года. В отличие от первого фильма, который был снят в основном в Лос-Анджелесе, два последующих снимались в режиме постоянных переездов. Первым местом съемок был назначен остров Сент-Винсент. Покинутая после съемок первой части площадка на Сент-Винсенте, как ни странно пережила три урагана. Мастера декораций хорошо потрудились и в этот раз. На острове была отлажена прекрасная инфраструктура и это было, пожалуй, самое лучшее из всех возможных мест для съемок Порт-Рояла. Съемки на воде оказались одними из самых сложных. Вода неуправляема, и корабли постоянно меняют свое положение. Вербински хотел, чтобы на общих планах было как можно больше. Приходилось даже перекрашивать баржи с разных боков в разные цвета, чтобы можно было их повернуть, и получился бы новый корабль. Все сцены в Порт-Рояле были успешно отсняты за несколько недель и вскоре перед группой снова стал вопрос о скорейшем переезде.
Следующим местом съемок была Доминика. 225 наименований оборудования и съемочная группа совершили 10-часовый круиз из Сент-Винсента на этот кусочек суши посреди океана, который был выбран в том числе и потому, что там жило местное племя, потомки индейцев, расселившихся по всем островам Карибского моря. Доминика – небольшой остров в цепочке Малых Антильских островов. Там нет ни домиков, ни телефонных столбов, ни следов людского обитания. Экологически чистая местность, заросли джунглей, 364 реки, 14 водопадов и горячие источники. Но, несмотря на весь этот набор достоинств, на Доминике не было того, без чего дальнейшие съемки фильма были невозможны – инфраструкрура на острове полностью отсутствовала. Пришлось строить дороги в лесах, на высоких склонах и пляжах, поскольку перевести сотни тонн оборудования другим путем было просто невозможно. Дисней нанял около трех сотен местных жителей с целью проложить дороги для фургонов. Несколько недель, предназначенных для съемок, ушли на построение цивилизации. Кроме того, на острове практически не было отелей и некоторым участникам съемочного процесса пришлось жить на соседних островах. Часть группы жила рядом со съемочной площадкой, часть нужно каждый день перевозить. Еще одной проблемой стали проливные дожди, после которых устанавливалась небывалая жара. Актерам выпала непростая участь работать на жаре в теплой одежде. Ни них куртки, парики, все это вылилось в настоящее испытание.
Сцена с котящимся колесом, также снятая на Доминике, оставила неизгладимый след в памяти как зрителей, так и актеров. Несмотря на то, что систама безопасности была подготовлена на все 100%, все же не обошлось без неприятностей. Для Джонни колесо стало наиболее запоминающимся эпизодом. «Странно звучит, когда один взрослый человек говорит другому: «Так. Мы привяжем тебя к колесу, дадим шпагу, потом привяжем другого парня и вы будете драться в колесе. Вам придется покрутиться вверх ногами». О чем бы меня сейчас не попросили, меня это уже не удивит. Даже если бы меня нужно было посадить в пушку и выстрелить в море, я бы согласился. Для меня лично сцена, в которой меня привязали к колесу и покатили вниз, была самой трудной. Моя левая нога застряла и онемела на четыре месяца. Ее можно было колоть булавкой, что с удовольствием и делали мои дети, – я ничего не чувствовал».
Ни на Сент-Винсенте, ни на Доминике не пришлось много работать с кораблями. Согласно сюжету, снимать нужно было при плохой погоде, в дождь, когда пасмурно. Сент-Винсент был слишком солнечным, а Доминика слишкой неустойчивой, поэтому съемки с участием кораблей были оставлены до Багам.
Не было даже речи о том, чтобы отвезти корабли в Калифорнию и снимать там. В первом фильме, казалось бы, было все, чего можно ожидать от пиратского фильма. Но не было того, что сразу говорит о Карибах – картина должна блистать бирюзовой волной. В Калифорнии ее просто не достать – лазурная вода есть только на Багамах, и выбор пал на Экзумас – поразительный остров с прекрасной водой и удивительными белоснежными пляжами. Таким образом, место для съемок было выбрано идеальное. Но снова возникла небольшая проблема – большую часть дня оно находилось под водой. Прилив полностью заливает этот остров. Гор с командой выбрал Экзумас из тысячи и только по прошествии нескольких дней все поняли, что половина суши, предназначенной для финальной схватки Джека Воробья, Уилла Тернера и Джеймса Норрингтона исчезает под водой. Все оборудование пришлось погрузить на баржи и крглосуточно следить за ним, находясь посреди открытого океана. Как результат – в центре острова Экзумас в течение двух недель плавал весь Голливуд. Все съемочное, техническое и прочее оборудование было на плаву. Кроме того, выбранное место оказалось акульей заводью, а большая часть съемочной группы не была знакома с акулами, которые периодически появлялись на съемочной площадке.
«Нам все говорили: не волнуйтесь, им просто любопытно, – вспоминает Джонни. – Она проплывет мимо, понюхает вас и уйдет. Это было нечно непередаваемое! Дни проходили на мелководье, кишащем акулами. Они смотрели, что мы делаем. Второй сложностью оказались зыбучие пески. Половина схваток проходила в воде и это было непросто. Бег по воде во всей форме. Это истощает. А делать это приходилось каждый день».
В это же время для съемок на Багамах уже строилась студия. С самого начала было ясно, что для съемок будет необходим водоем. Много эпизодов разворачиваются на борту и в море, для чего был построен огромный резервуар. Вся установка потребвала много сил и времени. Над ней трудились более 200 человек. Нужна была конструкция, позволяющая поместить больше одного корабля и позволяла бы завести судно в резервуар и вывести его оттуда. Для этого на глубине 25 футов был уложен бетон. Резервуар был сооружен за три с лишним недели, и группа снова приступила к съемкам.
Это выдался один из самых богатых на ураганы сезон. Тропические штормовые ветры на 190 км вокруг. К Фрипорту приближался ураган Вилма, группу, все оборудование и корабли пришлось эвакуировать. Ураган разнес пару трейлеров, уничтожил часть инфраструктуры, был сломан насос и вся гидравлика, уничтожены подходы к съемочной площадке. Теперь рабочим пришлось все разломать и построить заново. К счастью, главные корабли – «Черная Жемчужина» и «Летучий Голландец» были в порядке. Но ураган нанес серьезный ущерб жизни на острове.
«В любом случае мы собирались довести все до конца, – комментирует ситуацию Гор. – Правда это заняло горазло больше времени. Погода испортила весь съемочный план. Группа не укладывалась в график. На нас свалилось все сразу: Вилма окружила нас со всех сторон, график изменен, а резервуар не восстановлен, начались дожди. Было непросто. Непросто войти в ритм. Снимаешь две недели, потом сидишь, снова снимаешь две недели и снова сидишь. За последние три с половиной месяца у нас было всего 60 днец съемок. Это очень удручает. Но мы продолжали снимать в шторм. У меня свои убеждения на этот счет: чем хуже проблема, тем лучше это выглядит на экране. Мы все искренне старались сделать все, от нас зависящее. Последнее слово, бесспорно, за зрителем, но мне бы очень хотелось, чтобы они оценили этот фильм».
Цель Вербински была достигнута в первый же уик-энд релиза второй части. «Сундук мертвеца» собрал в прокате $1 066 179 725, дав обогнать себя только «Титанику» (1997) по кассовым сборам. Фильм получил Оскар в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Мировая слава и признание пришло ко всем, чье имя стояло на афише. На Джонни же градом посыпались награды и номинации лучших премий киномира: «Любимый актер» на Kid's Choice Awards, «Лучший актер драмы» на Teen Choice Awards, «Любимый киноактер» на People Choice Awards, «Лучший экранный дуэт» (с Кирой Найтли), «Лучший актер боевика» и «Актер года» на Премии Фестиваля голливудских фильмов.
«Это был шок, – честно признается Джонни. – И это все еще шок. Я поражен, что стольким людям в самых разных уголках земного шара понравился фильм и понравился персонаж. Это очень трогает и очень стимулирует. Ничего похожего на это никогда не случалось со мной – и то, что произошло с "Пиратами", не случалось со многими людьми. Это очень трогательно и радостно, Вы знаете – сама мысль, что люди чувствуют такую сильную связь с капитаном Джеком. И видеть малышей, наряженных как он, говорящих, как он, и размахивающих руками, как он – это просто потрясает».
Под конец, думаю, стоит привести некоторую статистику. На момент окончания съемок второй части цифры получились следующие:
– в съемочной группе было задействовано больше 1000 человек;
– на Доминике было роздано 475 сотовых телефонов;
– было использовано 6000 аккумуляторных батарей;
– сшито более 8500 костюмов;
– использовалось более 200 раций;
– на корабли, оснастку и перевозку оборудования было переведено 463000 футов веревки (это больше 140 км);
– на транспорт и суда потрачено 706 тыс. галлонов топлива (этого хватит, чтобы 822 раза объехать вокруг Земли);
– вместе с первым, вторым составом и досъемкой отснять 570 км пленки.
«Если уж говорить о "Пиратах", то тут с самого начала было важно создать некий язык и стиль трилогии, – резюмирует Джонни. – Ведь каждый фильм по сюжету независим от двух других, но вместе они целое. Могу сказать, что Гор не ставил своей задачей сделать второй фильм таким, чтобы он непременно побил кассовые рекорды первого. Его целью было сделать фильм лучше, чем все ожидают. Еще мы хотели сотворить такой фильм, чтобы он был интересен и для детей, и для взрослых. Это все так странно. Но, в конце концов, все это такое сумасшествие, что можно этим гордиться».
Автор Infinity
http://johnnytim.com/temaj/johnny/2005_ … movie.html