Статья нашей замечательной Infinity о костюме Джека Воробья
Гримеры создавали пирата XVIII века, который был бы похож на звезду рок-н-ролла. В представлении Джонни именно таким Джек Воробей и должен быть. Над созданием внешнего образа капитана Джека работало много людей, каждый из которых, говоря словами Джонни «бросал свои ингридиенты в этот котел». Этот небольшой «сканинг» Джека, думаю, позволит более углубленно понять сложность процесса создания образа пиратского капитана.
Основное действо в создании внешнего образа происходило перед зеркалом. В целом технология проста: Джонни становится перед ним, надевает костюм и смотрит. Дизайнер по костюмам Пенни Роуз привыкла начинать не с костюмов, а с форм: сделать длиннее или короче, рукав шире или уже. И все детали Джонни сразу же видит. Он очень точен в отношении того, что сработает, а что нет. И в конце примерки, изначальной примерки, занявшей всего 45 минут, Джонни посмотрел в зеркало и сказал: «Да, это он. Это Джек Воробей».
От «Пиратов-1» не осталось костюмов. Ни одного костюма Джека Воробья не сохранилось. Перерыв в два года. И немедленно встали проблемы. Как все снова разыскать? Самой большой и сложной проблемой, как ни странно, оказался кушак. Тот кусок полосатой ткани на поясе Джека, который мы видим во второй и третьей сериях выглядит совсем иначе, чем в первой. Материал для него был соткан кретьянами в горах Турции. Изначально для костюма Джека Пенни Роуз заказала 45 метров. Но она не знала, ни где эти люди находятся, ни кто они вообще. Агента найти не удалось. Пришлось отправить в Турцию одного из ассистентов Роуз и он разыскал этих людей. Специально для костюма Джека они соткали еще 100 метров. Но тут же возникла еще одна проблема: в том, как эта ткань висит на Джеке и развевается. Присланная ткань была очень яркой, что не очень-то вязалось с образом пиратского капитана. Но дизайнеру удалось сохранить дух Джека Воробья, искусно истрепав кушак и придав ему доброй поношенности.
На поясе Джека висит также какой-то бедный ободранный зверек, когда-то попавшиймя ему на пути. «Я не знаю, где Джек взял эту шкурку, – говорит Джонни. – Должно быть, это осталось от обеда. На поясе есть несколько разных штуковин. Например, циплячья лапка и символ плодородия. Просто так». Джек носит не один ремень, а сразу два. Джонни просто влюбился в большую резную пряжку, которую показала ему дизайнер Пенни Роуз при демонстрации аксессуаров. Пенни была уверена, что эта пряжка не подходит к ремню, но Джонни как всегда нашел выход из спорной ситуации, убедив Роуз нацепить на него оба ремня. Из всего оставшегося от первой серии «Пиратов» выжила только рубашка Джека, но она в кадр уже не попала. Ткань на ней была слишком тонкой и не выдержала бы трюков. Для новой рубашки Джека Пенни Роуз выбрала лен, который тоже тонкий, но намного прочнее. Для достижения «пиратского» вида пришлось проделать довольно масштабную работу по изменению цвета и проделывания кое-где мелких дырочек. Сделать натуральную бахрому – целое искусство. Все 12 рубашек были обметаны вручную. 12 – это с учетом Джонни, каскажеров, фото-дублера и всего, кому еще мог бы понадобиться образ Джека. С Джонни всегда очень непросто. Он любит носить что-то одно. Если уж он надел на себя рубашку №1 и вдруг промокнет в ней, то приходится его уговаривать на №2, но он хочет быть только в первой. Другая проблема была с кителем. В первой части был использован лен, шелк и твид нескольких цветов. Закупщики материала сдались после четырех недель поисков необходимой ткани – ее попросту нигде не было. Пришлось искать что-то новое. Пенни Роуз связалась с «Коспроп» – лондонским домом моды, шившим костюмы для Джонни, и пожаловалась, что ничего не находится. Одним из главных приимуществ кителя Джека – его легкость. И вот один человек из «Коспропа», Кристофер, сказал Пенни: «Тут что-то есть за диваном. Не знаю, что там, сто лет уже лежит». За диваном обнаружилось 50 метров пальтовой ткани, из которой впоследствии и был сделан китель.
Шляп после первой серии тоже не осталось. Дизайнерам пришлось обратиться прямо к римским модистам «Пирони», у которых остались лекала. Во втором фильме шляпа попадает в воду, так что первое, что пришлось сделать – это сшить треуголки из резины. Таким образом, у реквизиторов получился набор резиновых, нетонущих шляп. Шляпа же Джонни из кожи. Это пропитанная, прорезиненная кожа. Когда Джонни пришел в Пенни Роуз, чтобы посмотреть шляпы, у нее было их шесть для Джека. Она разложила шляпы на полу и предложила Джонни выбрать. Он подошел прямо к этой кожаной, надел ее на голову и сказал: «Вот моя шляпа». Роуз предложила: «Примерь и другие». Но Джонни ответил: «Нет. Вот моя шляпа». В фильме 8000 костюмов, и больше никому Роуз не позволила носить кожаную шляпу, по собственному признанию Пенни только потому, что Джонни выбрал ее первым.
В общей сложности для Джека было сделано 12 пар обуви. Но Джонни хотел ходить только в своей любимой паре, и когда сапоги промокали, приходилось его уговаривать сменить их, на что он далеко не всегда радостно шел. Когда костюмеры выбились из сил с ним бороться, они проделали в сапогах отверстия, чтобы вода из них сразу же выливалась, и можно было бы в них свободно ходить по воде. Была сделана еще одна пара без побошвы и без каблука. Эти сапоги использовались преимущественно в сцене сражения Джека с Тернером и Норрингтоном во второй части, когда буквально приходилось бегать по воде.
Во всех частях «Пиратов» парик не меняли. В «Сундуке мертвеца» он отличен от прежнего, местами износился, запачкался, истрепался. Но капитан Джек – пират, и это не стало препятствием. Джонни всегда очень внимателен к аксессуарам. На парике Джека есть замечательная прядь с бусинами и несколько любимых монет Джонни. Он всегда следит, чтобы они попадали в кадр. Парик был сделан специально по размеру. Причем сделан так, чтобы надеть его можно было как можно быстрее. Парик надевался как шляпа, и большую часть времени его удерживала бандана.
«Я провел много времени с Китом Ричардсом. И это именно он вдохновил меня сделать Джека таким. Он – один из главных ингридиентов в портрете капитана. В каждую нашу встречу я видел что-то новое у него в волосах. И я спрашивал: «что это у тебя?» Он отвечал: «привез с Бермудских островов» или что-то вроде того. И я стал об этом думать. Казалось очень похоже на Джека: путешествуя и переживая приключения, он видит что-то и думает: «О, пригодится» и привязывает это к волосам.
Таким образом, каждая безделушка на нем имеет свою историю. Там на бандане, к примеру, есть берцовая кость оленя. Я тогда искал, что бы такого еще вплести в волосы – казалось, что чего-то не достает. И, наткнувшись на эту кость, подумал, что это интересно и немного опасно. Тогда я решил: «это то, что нужно». Мне кажется, истории про встречу с оленем, которые он мог бы рассказать могли бы быть слишком смешными, чтобы упустить такой момент».
Большое кольцо с зеленым камнем Джонни купил в магазине распродаж в 1989, когда снимался для журнала «Роллинг Стоун». Через много лет, снимаясь в первых Пиратах, он захотел его надеть. Так что в фильме кольцо Джонни. Одно из четырех. У Джонни были очень четкие представления на счет Воробья и очень много эклектичных друзей. Например, золотое кольцо с ситеневым камнем – это копия кольца друга Джонни. Греко-римский эллинистический период. Его возраст около 2400 лет. Джонни дал ювелирам оригинал, чтобы они его скопировали и они это сделали, после чего подлинное кольцо пропало. Его нет. Остались только копии. На Джеке есть еще одно кольцо – золотое с черным. Джонни сам придумал историю с этим кольцом, будто он соблазнил вдову-испанку и, уходя, украл этот перстень. Зеленое кольцо с драконом неизвестно откуда взялось, возможно, с Дальнего Востока. Таким образом, у Джека четыре кольца.
Если уж говорить о примечательных предметах реквизита – то это, несомненно, компас Джека. Он – движущая сила фильмов. Для второй и третьей части трилогии компас не меняли. Критики и знатоки фильма могли заметить, что в дальнейшем он не в точности такой, как в первом фильме. Изменилась шкала. В «Пиратах-1» на ней не было красной стрелки, и Гор решил, что нужно что-то добавить в этот столь значимый предмет. Он должен был быть ясно различимым и броским. Так что его слегка подркасили и изменили розу компаса. Еще одна загадка фильма: как стрелке удается так быстро вращаться, когда это необходимо. Для достижения этого эффекта было перепробовано немало вариантов. Пробовали класть на палец магнит. Крутишь его – и роза указывает определенное направление. Был еще вариант с просверленными дырками и пленкой, а сбоку было сплятано колесико. Человек за кадром тянул за леску, и роза компаса врщалась. Шпагу Джека Воробья купили еще для первого фильма. Чак Стюарт и Питер Коэн, помощники режиссера, были в Лондоне и там зашли в магазин «Антиквариат Бландербасс», где, собственно и нашли эту шпагу. Красивый экземпляр 1740 года. В общем для фильма заказывали сотни шпаг у оружейника в Лос-Анджелесе, но из всех шпаг шпага Джонни лучшая. Она прекрасно сбалансирована. Тяжелая рукоять и очень быстрый клинок. К шпаге Джека у Джонни особое отношение.
Пистолет Джека сделан лондонским оружейником Пери – это имя написано на пистолете. Он куплен нашим мастером по реквизиту Чаком Стюартом. Он купил два таких у торговца антиквариатом. Пистолет Джека – просто прекрасный экземпляр примерно 1760 года. Но в этом была и сложность. При покупке подобного антиквариата всегда сложно подыскать ему пару. Многих вещей со времен съемок первого фильма не сохранились. Но капитану Воробью повезло: его пистолет и шпага остались в полной сохранности. Специально для экстремальных съемок был сделан резиновый вариант – точная копия подлинного пистолета. Все это было сделано для того, чтобы уберечь Джонни от травмирования.
Но он достаточно упрям в этом смысле и в большинстве случаев предпочитал именно антикварный вариант, а резиновый доставался каскадерам. Пистолет Джека очень удобен. Стоит взять его в руку, и сразу ощущается баланс. Небольшая рукоять очень удобно ложится. Кроме того, он очень изящен на вид. Гор всегда предпочитает простоту. Он не любит больших, вычурных, кричащих вещей, если этого не нужно. В девяти из десяти случаев, выбранный им реквизит будет простым и красивым.
Гримеру Ви Нелл, которая занималась гримом капитана Джека, выпала довольно сложная участь – придать лицу Джонни по возможности как можно более неряшливый вид, но при этом не повредить его природную привлекательность. Ви пришлось наращивать Джонни щетину, потому, что по его собственному признанию, он не в состоянии отрастить бороду. Для того, чтобы косички на бороде Джека держались как можно врепче, Ви использовала специальный клей супер-фиксации. «Он почти вечный, – с содроганием вспоминает Джонни. – Этим клеем можно приклеить корабль к воде». Косички прожили не одну жизнь на съемочной площадке «Пиратов». «Сейчас забавно вспоминать, какими они были с проволокой, бумагой и так далее, – смеется Джонни. – Серьезно. Эти косички ничем не хотели крепиться. Смешным получился один момент на съемках первой части, где Джек находится в тюрьме. В них тогда была проволока. Я лег на пол, и они встали дыбом. С тех пор было решено, что больше никакой проволоки. Было очень смешно. Еще меня часто спрашивали: «откуда взялись золотые зубы?» Все просто. Я пошел к дантисту и он их налепил. Отшлифовал мои зубы и приклеил эти. Когда фильм закончен я просто иду туда и он их отдирает… Вообще странно. Потом ты просыпаешься, смотришь в зеркало и думаешь: «чего-то не хватает…» Хотя там есть и пара моих постоянных, сзади. На их место нечего поставить. Свои я потерял. Но мне нравятся эти золотые. Сначала их было больше. Я боялся, что продюсеры не разрешат Джеку ходить с такими зубами. Поэтом я попросил дантиста наклеить золотые коронки чуть ли не на все зубы. И так пришел на площадку. Продюсеры схватились за сердце и попросили меня снять хотя бы половину. В результате осталось ровно столько, сколько я хотел сначала».
Для подводки глаз капитана использовалась жирная черная краска, которую наносили специальной индийской аювердической кисточкой. «Идея черной подводки пришла ко мне от кочевников. Варвары использовали нечто подобное в пустыне для защиты от солнца и песка. И я решил, что в море тоже можно это использовать. Варвары делали это, защищая глаза. Я решил, что Джек тоже мог бы это использовать». Джонни привнес немало своего в образ капитана Джека, чтобы сделать его таким, каким мы его знаем. Его отношение к пиратскому капитану очень трепетное, поскольку, несомненно, это один из важнейших героев в его карьере.
«Встречая тебя, люди узнают тебя как Джека Воробья… чаще, чем Джонни. Это очень странно. Я предпочитаю Джека. Можно продолжать его играть даже без парика. Ты узнаешь своих героев, привыкаешь к ним за долгое время. Они начинают тебе нравиться, и вы становитесь близки. И тебе становится очень удобно находится в их шкуре. И вот что получается, когда связь с фильмом закончена: он снят и ты уходишь, в тебе еще продолжает жить твой персонаж. И вскоре оказывается, что ты ведешь себя, как эти персонажи. Подсознательно. Это получается само собой. Как будто каждый день срубаешь голову и думаешь, отрастет ли? Стану ли я собой?.. Это из ряда загвоздок профессии, но и своего рода дар».
Автор Infinity
http://www.johnnytim.com/temaj/fakty/jek/mat.html