22 ноября открылась выставка Тима Бертона в Музее Современного искусства в Нью Йорке. Эта ретроспектива показывает полный масштаб работ Тима Бертона, не только как режиссера, но и как художника, иллюстратора, дизайнера, фотографа и писателя. Открытая для широкой публики экспозиция (22 ноября 2009 года - 26 апреля 2010 года) представляет собой более чем 700 образцов альбомов, рисунков, картин, фотографий, и любительских фильмов Тима, и является самой всесторонней выставкой Музея, посвященной кинопроизводителю.
Обширный обхват ретроспективы 27-летней карьеры Бертона представлен наряду с фильмами, которые произвели наибольшее впечатление на Тима и повлияли на его становление как режиссера.
Посетители входят в Специальную галерею приложений на третьем поле через огромный рот трехмерного монстра из неосуществленного Тимом проекта "Уловка или удовольствие" (1980). Во время прохождения по длинному коридору, устланному красным ковром, с потолком в черно белых полосах и автографом Тима, посетители могут посмотреть на шести мониторах "Мир интернет-игр Стейнбой".
Выставка занимает обширные площади в Музее. Специальная Галерея на третьем поле представляет сотни рисунков, картин, скульптур, альбомов и подвижных работ, полароидных снимков. Здесь же представлены эмблемы его фильмов, как например, постриженный в форме оленя куст из "Эдварда Руки Ножницы".
На выставке много работ, которые были заимствованы из личных собраний Тима, его друзей и коллег, учителей и школьных приятелей. Про некоторые из них Тимсказал:
"Материал, о существовании которого я даже не знал. Я даже не знаю, где они его действительно нашли, этот ранний материал. Они брали его из личных, частных коллекций. Так что там он и существовал. Главным образом ранний материал, сказал бы я. Я не знаю, где вы фактически нашли материал, за который я получал приличные отметки! Поскольку я не помню это вообще!"
Это никогда ранее не показываемые картины и рисунки Тима, некоторые фильмы, которые Тим снимал еще школьником и студентом, эскизы к фильмам и мультфильмам, поставленным еще во время работы на киностудии "Уолта Диснея". Это включает в себя фильмы на восьмимиллиметровой пленке, которые Тим снимал вместе со своими школьными приятелями с ними и собой в главных ролях. Сюда же входят "Остров доктора Агора" (1971), "Невыразимая история" (1971), "Стебель Монстра Сельдерея" (1971), короткометражный мультфильм, который Бертон представил как свой проект окончания учебы в Калифорнийском Институте Искусств (CalArts).
На пресс-конференцию перед открытием выставки Бертон, который провел последний месяц в Калифорнии и выглядел чрезвычайно подтянутым, похудевшим, загоревшим, но очень взволнованным, благодарил "всех, которые совершили набег на мои туалеты", чтобы собрать материалы для выставки и сказал, что процесс был "невероятен" и положителен для него, даже при том, что, по его словам, "есть некоторые части, на которые он не смеет смотреть, потому что они являются настолько личными".
"Вы, парни, фактически помогли мне больше, чем Вы думаете. В целом, это был очень положительный опыт, - сказал Бертон, и язвительно заметил, - я благодарен, что я еще не мертв."
Другие любительские фильмы Тима, выставленные к просмотру, включают выдержки из 16-миллиметровых шорт "Луау- вечеринка по-гавайски" (1980) и "Гибельный доктор" (1980), которые показывают молодого Тима Бертона в главных ролях. Созданные в духе развлечения, эти фильмы высмеивают низкопробные ужастики и фильмы, снятые в духе "пляжной вечеринки". Работы также показывают много тем и визуальных мотивов, которые повторно появляются у Бертона более поздние профессиональные фильмы Вдохновленный интересом хранителей МоМА, Тим создал специально для выставки семь новых экспонатов. "Это забавно делать что то, что сразу же получает свое воплощение. У меня всегда есть идеи, но часто нет места, чтобы выполнить их".
Один из этих новых экспонатов, Мальчик-Воздушный Шар, встречает гостей выставки. Он представляет собой многоглазый голубой шар, в 21 фут высотой, и расположен у входа в музей. Очаровательный металлический робот с антеннками на голове - это рожденный Тимом за несколько недель до выставки персонаж из 30-секундной рекламы предстоящего события, который он разработал и заочно срежессировал. У создателей ролика было всего три недели, но они блестяще справились с задачей даже в такой короткий срок, соединив технику покадровой анимации (малыш-робот) и компьютерной графики (раздувающиеся шары), сохранив при этом полную иллюзию покадровой анимации.
Хочу отдельно сказать о диораме с шестью эпизодами "Стейнбоя", которая сделана на основе мультфильма о герое Тима Бертона. Там же расположены герои из детской книги Тима "Печальная смерть Мальчика-Устрицы", здесь же живая скульптура Мальчика Робота. Три оригинальных скульптуры Бертона, "Существа", и карусель, напоминающая о "Битлджусе", висящая посреди зала, с потолка, в потоке света.
В галереях выставки организованы три секции о жизни Тима в Бербанке, его ранних работах.
Первая секция - рисунки и живопись на бумаге и холсте периода 1980-1990гг. Они демонстрируют излияние творческой энергии, которую испытывал молодой художник в то время.
Следующая секция - школьные проекты, ранние рисунки Тима, наброски для витрин, которые Тим разрисовывал в Бербанке и его знаменитый "Мусорный плакат", который когда-то выиграл конкурс в Бербанке. Эти работы показаны как отражение чувств юного Бертона, его отчуждение от провинциальной жизни, иллюстрируют то, как он искал утешение в собственном воображении и творчестве.
В третей секции написанная и полностью проиллюстрированная Тимом книга "Гигантский Злиг" (1976). Здесь же собраны рисунки маленького Тима, показывающие его интерес к американским фильмам ужасов, научной фантастике 50-х, и японским монстрам.
Тим сказал про себя:
"Я беспокойный человек, много и рассеяно рисую. Я не рассматриваю себя, как художника, это слишком сильно для меня, я просто делаю свои рисунки"
Графическое искусство Тима Бертона и тексты для проектов "нефильма", таких, как "Печальная смерть Мальчика Устрицы" (1997) и его нарисованные рукой модели для коллекционного ряда "Трагические игрушки Тима Бертона для Девочек и Мальчиков" (2003) закругляют обзор выставки творческих работ художника.
На выставке представлены и рекламные ролики Тима. Это снятые им клипы для рекламодателей "Таймекса" и "Голливудской резинки". Также можно ознакомится с его опытом музыкального клипмейкера - клипом на песню "Кости" группы "Киллерс", снятым в 2006 году.
Во время путешествия по выставке гостей мира Бертона сопровождает музыка Денни Элфмана.
Тим так сказал о выставке:
Большинство этих вещей очень личные, личные вещи, которые я никогда, вы знаете... они для меня означали просто исследование каких-то идей. Это как открыть чей-то чулан, я чувствую так, вы знаете, это немного странно. Но также это честь, и я думаю, кураторы проделали огромную работу. И, вы знаете, я очень счастлив по этому поводу. Это действительно хорошо, я имею в виду, много людей, которых я не видел долгое время, и затем ты видишь их, и это так здорово видеть их, потому что все эти люди - люди, которые помогали и вдохновляли. Здесь все, с кем я сотрудничал.