Транскрипт интервью Дэнни Эльфмана португальскому изданию журнала "Premiere".
Oригинал
Перевод (с сокращениями): gHope
Автор: Nuno Markl
Nuno Markl: NM
Danny Elfman: DE
Привет всем фанам Дэнни Эльфмана. Меня зовут Nuno Markl, я критик и репортер португальского издания журнала "Premiere", и это полная версия интервью от 4 марта 2000 года, которое я брал у Дэнни на португальском кинофестивале, Fantasporto. Дэнни был специальным гостем этого фестиваля и он охотно согласился дать это интервью. Я был поражен: он удивительно приятный в общении человек, что я даже почти забыл, что именно он сотворил одни из самых прекрасных саундтреков к фильмам за последние 15 лет. Надеюсь, вам понравится это интервью.
NM: В предисловии к Gramophone Film Music Guide, вы сказали: "Бог благословил тех идиотов, которые пишут музыку для фильмов и заставляют факел продолжать гореть". Разве вы не думаете, что люди стали уделять большее внимание к саундтрекам, или это происходит лишь тогда, когда в песнях к фильму поет, например, Селин Дион?
DE: Нет, на эту музыку действительно обращают внимание только такие же ненормальные, которые ее и пишут. Зрители становятся все менее восприимчивы к музыке из фильмов, потому что все меньше оркестровой музыки. И с каждым годом все больше "внушенных кем-то" композиций. "Внушенные кем-то" - это песни, которые существуют в фильмах лишь по прихоти администраторов или студии.
NM: Я недавно заметил, что в таких фильмах, как "Good Will Hunting" или "Anywhere but here" в списке официального саундтрека присутствует только одна ваша композиция или музыкальная тема. Что вы чувствуете по этому поводу? Вы никак не контролируете это?
DE: О, нет, никакого контроля. Это рынок, понимаете? Это никак не связано с фильмом, это связано лишь с продажей саундтреков. Люди просто пытаются заработать деньги. Я не виню их за то, что они не включили мои композиции в официальный саундтрек. Это обидно по отношению к фильму, потому что все большее и большее число саудтреков не отражают фильм. Я не понимаю цели выпуска таких саундтреков, никто не будет доволен: люди которые посмотрели фильм и купили саундтрек уж точно не будут довольны. Тогда для кого это? Я не знаю.
NM: Широко известно, что сочинение музыки для фильма - достаточно стрессовая работа, и предполагает большую часть времени работу в одиночестве. Так почему вы продолжаете этим заниматься?
DE: Вообще-то мне нет никакого дела до того, что думают про эту профессию другие люди. Я не чувствую себя частью какой-то огромной индустрии, я не пишу музыку, чтобы заслужить уважение моих коллег.
NM: Ваш ответ очень похож на ответы Тима Бертона на те же вопросы.
DE: Странно, конечно, но в этом что-то есть. Просто это то, с чем я иду по жизни. Я знаю, что есть люди, которым действительно нравится то, что я делаю, но я никогда не задумываюсь о реакции моих коллег на мою музыку. В этом слишком много политики и зависти.
NM: Джонни Депп говорил о том, что дружба с Тимом Бертоном очень специфична и что порой даже не надо говорить до конца предложения, чтобы понять друг друга. Вы чувствуете тоже самое?
DE: Да, по большей части это не вербальный уровень общения. Скорее общение с помощью жестов.
NM: Расскажите мне что-нибудь о музыке к фильмам "Сонная лощина" и "Anywhere but here", которые вы представляете здесь, на кинофестивале в Португалии.
DE: Про "Anywhere but here" я даже не хочу говорить, это ужасно. Во всех сценах, где моя музыка по-настоящему работала, они ее вырезали и поставили какие-то песни, поэтому я очень разочарован. В этом фильме слишком много песен, они везде, тут и там, и никакого порядка. Все решалось в последний момент.
NM: Как вы думаете, чья это была ошибка?
DE: Я не знаю. Конечно, студия получила деньги от тех звукозаписывающих компаний, чьи песни звучали. Так что в любом случае слишком велико давление. У меня есть примета: если студия получила очень много денег от лейблов за песни, я обычно отказываюсь писать музыку для таких фильмов. Но, если бы я был на их месте, я сделал бы тоже самое. С этим фильмом это была моя ошибка, моя интуиция говорила, что надо держаться подальше, но я , увы, поддался уговорам режиссера.
NM: Я хотел спросить, были ли случаи, когда вы отказывались писать музыку для фильма и почему, но теперь понимаю, что фильм "Anywhere but here" -- прекрасный пример.
DE: Конечно от достаточно многих фильмов я отказался. Но когда начинаешь, ты надеешься, что попал на хороший фильм. И конечно есть фильмы, о которых я сожалею, о которых говорю: "Если бы я знал тогда, что он будет плохим". Актеры чувствуют себя точно также. Это игра в кости. Они читают сценарий, разговаривают с режиссером… Никто и никогда не задумывает снять плохой фильм. Но в конце концов говоришь себе: "Боже мой, о чем я думал? Что я наделал?" Хотя бывает и совсем наоборот: иногда ты соглашаешься на фильм, который вовсе не выглядит интересным сначала. Но потом оказывается, что участвовал в создании по-настоящему хорошего фильма и рад этому. Так что есть фильмы, для которых я сочинял музыку и сожалею об этом, точно также, как есть фильмы, для которых я не писал музыку и тоже сожалею об этом.
NM: Планируете ли вы написать еще рок альбомы?
DE: Трудно сказать. Сейчас слишком много работы. И пока это не на первом месте по важности. Я хочу написать сольный альбом, но будет ли это рок-н-ролл… Я не знаю. Я хочу сделать что-нибудь странное. Экспериментировать. Что-нибудь взрывное.
NM: Вы все еще планируете режиссировать такие мюзиклы, как "Jimmy Calicut" и "Little Demons"?
DE: Все что угодно может случиться в любой момент. Так что я пока не знаю.
NM: Как вы относитесь к тому, что ваши пробные песни к этим проектам можно с легкостью найти в сети?
DE: Мы ничего не можем с этим поделать. Я не слишком этим расстроен. На самом деле мне абсолютно все равно. Это не наносит удара по продажам, потому что нет продаж. Так что, какая разница! (смеется) Почему я должен быть расстроен?
NM: Вы поддерживаете связь со своими фанами в сети?
DE: Нет, мне кажется, что если я начну этим заниматься, то с головой уйду в это. Это было бы похоже на мои первые годы сочинения музыки для фильмов, всю свою энергию я тратил на то, чтобы защититься от нападок. Так в один прекрасный момент я просто плюнул на все это. Пускай люди говорят неправду, пускай лгут, главное, чтобы это не задевало тебя. Тоже самое и с веб-сайтами, пока я не "внутри" этого, меня не может затронуть все то, что пишут на них. Потому что если я опять начну защищать себя, бороться с ложью, мне просто не хватит времени. Это пустая трата времени. Все, что им нужно -- это реакция. Ничего больше. Поэтому если они говорят, что я украл всю музыку у композитора-раба, который прикован цепями в моем подвале, пусть так! В ответ я скажу: "Да, у меня в подвале десятки рабов ". Почему я должен защищать себя, выслушивать эти абсурдные обвинения?
NM: Вы работаете над балетной версией музыки из "Эдвард - руки-ножницы"?
DE: Пока нет. Это пока только разговоры. Я очень надеюсь, что все эти задумки воплотятся в жизнь. Matthew Bourne просто удивительный человек.
NM: Вы очень убедительно сыграли Сатану в "Forbidden Zone", планируете сыграть еще где-нибудь?
DE: Ни за что. Я сыграл маленькую роль пару недель назад в фильме Sam Raimi "The Gift". Это было ужасно. Я играл и втайне надеялся, что они вырежут эту сцену.
NM: Какую музыку вы слушаете? Последний компакт, который вы купили? Саундтрек или…
DE: Нет, я не покупаю много саундтреков. Последняя пластинка, которую я купил?…(думает) Знаете, я не часто покупаю компакты. Один раз в три или четыре месяца.
NM: Если бы вы выбирали саундтрек вашей жизни, чтобы вы выбрали?
DE: Я разрываюсь между саундтреками Nino Rota к "Fellini Casanova" и "The Godfather", и Ennio Morricone "Once Upon a Time in America". Так что, если бы я отправлялся на пустынный остров, выбрал бы что-нибудь из этих трех.
Взято с http://www.edwsh.narod.ru
Огромное спасибо Артему Торосяну