Тим Бертон говорит о «Франкенвини», прощупывает свой следующий шаг
«Лос-Анджелес Таймс», 15 февраля 2013
Автор – Джина МакИнтайр
Была только среда, но сидя за маленьким столиком ресторана в «Шато Мармон» Тим Бертон выглядел несколько сраженным неделей, и не просто из-за перевязи, что поддерживает его руку. Падение в Лондоне в декабре раздробило его плечо – это ужасное повреждение, которое, как он сказал, похоже, ограничит его движения примерно на год. Недавний круг голливудских радостных рукопожатий сделал так, что наиболее волнительно для режиссера вернуться в его дом в Англии.
Двумя днями ранее Бертон посетил прием номинантов на Оскар, его последний фильм «Франкенвини» признан Академией в номинации «Лучший анимационный фильм». В тот вечер он показал Американской Синематеке скрининг фильма, черно-белого любовного послания хаммеровским хоррор-фильмам и своей юности в Бербанке, вместе с другим проектом в покадровой анимации – «Трупом невесты» 2005 года.
Такого рода публичные появления нелегки для режиссера: «Я не очень социальный человек, я довольно необщительный», - сказал он, неловко пытаясь помешивать свой зеленый чай.
Мероприятия для того, чтобы привлечь больше внимания к «Франкенвини», подразумевали то, что режиссер окажется на виду. Фильм, который вышел в прокат в прошлом октябре, провозгласили лучшей работой Бертона за много лет, но он собрал в прокате только на 35 миллионов больше, чем его бюджет. Некоторые называли причиной его плохого проката тот факт, что Бертон решил делать его в черно-белом, но он отрицает эту теорию как слишком упрощенческую.
«Я слышал это. Я не могу на самом деле повесить все на это. Надеюсь, что это не так. Я бы не сделал этот фильм никаким другом способом. Если бы они сказали: «Мы позволим тебе делать это, но это должно быть в цвете», я просто стал бы делать что-то другое. Странно то, что когда я говорю с детьми, они не помнят о том, что фильм черно-белый. Никто из них не упомянул об этом, и многим из них на самом деле понравилось это. Это есть в детях – они эмоционально утонченные. Было так. Я всегда чувствовал себя, словно мне 80 лет. Они – более интуитивны, чем про них считают».
«Франкенвини», основанный на его собственной короткометражке 1984 года с живой игрой актеров, рассказывает истории юного Виктора, яркого, отшельнического мальчика, который теряет своего возлюбленного питомца Спарки, когда собаку сбивает машина. Вдохновленный своим учителем Мистером Ржикруцки (Мартин Ландау), Виктор находит научный путь, чтобы воскресить своего приятеля и проходит через череду удивительных событий в тихом селе Новая Голландия. Фильм включает все знаковые черты работ Бертона – вызывающий симпатию аутсайдер, чокнутые второстепенные персонажи, робкий, милый юмор и много подрывной антисоциальной сатиры, указывающей на фундаментальные странности современной жизни. Это третий полнометражный фильм в покадровой анимации от режиссера, но он сам сильно ассоциирует его не с предшественниками в этой технике «Трупом невесты» и «Кошмаром перед Рождеством», в со своим биопиком 1994 года «Эд Вуд».
Так же, как и «Франкенвини», тот фильм снимался в черно-белом и включал запоминающуюся игру Мартина Ландау в роли легендарного Белы Лугоши. То был проект, который также вырос из пристрастий юности Бертона, получил много хорошей критики и «Оскара» для Ландау, хотя серьезно провалился для мейнстримных посетителей кинотеатров. Кажется, что «Франкенвини» теперь постигла точно такая же судьба.
«Я чувствую, что люди боятся концепта смерти», - сказал он. – «Там есть момент печали – это тихий момент и он, вероятно, заставляет родителей чувствовать себя некомфортно. Но я не встретил ни одного ребенка, который видел это и имел какие-то проблемы с этим. Это то, о чем история. Это также случается c дедушкой или бабушкой или собакой – в какой-то момент своего детства ты имеешь дело с этим. Это часть жизни. А здесь это самая жизнеутверждающая, веселая и позитивная версия этого».
Ребенком Бертон знал работы Рея Харрихаузена, Иширо Хондо и Эда Вуда то того, как узнал Орсона Уэллса. Харрихаузен, конечно же, был чародеем визуальных эффектов, чьи шедевры покадровой анимации оживили череду существ из другого мира и вдохновили воображение целого поколения будущих режиссеров.
«Я помню, как смотрел «Ясона и аргонавтов» на большом экране», - говорит Бертон. – «Это было в кинотеатре Авалон на Острове Каталины. Это один из самых старых кинотеатров с красивыми фресками внутри. Его дизайн в ключе странной раковины. Я смотрел тот фильм там, я помню это. Этот фильм определенно повлиял на меня».
Также на него влияли праздничные фильмы 60-70-ых в покадровой анимации, такие, как «Ранкин и Басс». «У меня была такая привязанность, такое горящее чувство к этим вещам. Это часть твоей энергии, я помню, что каждый год я был взволнован смотреть их», - говорит Бертон. – «Рождественские фильмы, они такие тактильные, они разжигают твои воспоминания, эти фильмы. Странная вещь, но в этой технике есть реальность. В ней что-то осязаемое и сделанное вручную».
Получив работу аниматора после завершения программы Диснея в КалАртс, Бертон сделал свою известную раннюю покадровую анимацию, короткометражку 1982 года «Винсент», прекрасную макабрическую маленькую историю о мальчике, который одержим фильмами Винсента Прайса. Но самое широко любимое дитя его мозга в покадровой анимации – и присутствие Джека Скеллингтона на коробочках для ланча, толстовках и других предметах тому подтверждение – это «Кошмар перед Рождеством».
Его однокашник по КалАртс Генри Селик режиссировал «Кошмар», но история о непонятом Короле Скелете, который стремится к чему-то новому, чтобы растрясти свою рутину – целиком Бертона. Он настоял на том. Что фильм должен быть в покадровой анимации, его целью было пробудить в других такие же чувства, как были у него, когда он смотрел рождественские фильмы. Но продать это было нелегко. «Я помню одну из ранних дискуссий на Диснее», - говорит Бертон. – «Я помню, что их беспокоило то, что у главного персонажа нет глазных яблок».
Спустя 15 лет, между выпуском «Кошмара» и последнего фильма Бетона в покадровой анимации вышел «Труп невесты», основанный на русской фольклорной истории о женихе викторианской эпохи, который неожиданно обнаруживает себя женатым на милой мертвой женщине из яркого подземного мира мертвых. К тому времени «Кошмар» уже имел громадный маргинальный успех в поп-культуре – его персонажи достигли такого же бессмертия, как красноносый Рудольф и его друг Херми, помешанный на зубах эльф. Но «Труп невесты» не разжег воображение людей таким же сильным образом, хотя Бертон и его сорежиссер Майк Джонсон были номинированы на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».
«Франкенвини» - довольно необычный претендент для того, чтобы быть номинированным наряду с двумя другими фильмами в покадровой анимации («ПараНорман» и «Пираты: Банда неудачников») и двумя компьютерными фильмами «Храбрая» и «Ральф»).
Я спросила, подготовил ли он благодарственную речь, и Бертон довольно прямо, откровенно ответил: «Нет».
Несмотря на то, что он всю жизнь является адвокатом этой формы искусства, Бертон по прежнему сомневается, сможет ли эта форма возродиться. «Давай подойдем к этому так», - говорит он, - «я вижу реальность того факта, что делается не так много фильмов в покадровой анимации. Нам удалось сделать «Кошмар», и с той поры покадровых фильмов стало появляться больше, что хорошо».
Едва ли нужен подготовленный глаз, чтобы заметить в фильмографии Бертона постоянно повторяющиеся мотивы. Для своих поклонников он создает консистенцию голоса и визуального, а для его очернителей – разочаровывающую, утомившую однотипность. Хотя такие современные режиссеры, как Энг Ли и Денни Бойл могут возразить, что Бертон пересказывает одну и ту же фундаментальную историю снова и снова: изгой тянется к связи в странном, одиноком мире, история, которая берет свои корни глубоко в его личном опыте.
«Если ты когда-то ощутил это в своей жизни, то ты всегда будешь это ощущать», - говорит Бертон. – «Ты можешь думать, что фильмы изгоняют демонов, но это не так. Это происходящая по сей день травма или черта характера. Эдвард Руки-ножницы это, Эд Вуд или Суини Тодд – ты пытаешься заставить зрителя сочувствовать этим персонажам. Эмоционально помещать самого себя в эти персонажи – это своего рода катарсис. Ты способен выпустить наружу то, что ты чувствуешь и как ты это чувствуешь. Для меня покадровая анимация это наиболее чистый способ высвободить такого рода эмоции».
Что касается мнения, что фильмы, которые он делает, слишком мрачны для юных зрителей, то Бертон начинает злиться.
«Мне всю жизнь это говорят», - сказал он. – «Бэтман» был слишком мрачным. А теперь это выглядит как телешоу. «Битлджус» был слишком мрачным. Даже «Пи-Ви» был слишком мрачным. Я слышал это с самого первого дня, а это неправда. В ретроспекции я – Мистер Радостный».
Бертон должен чувствовать связь с таким режиссером, как шоумен «Юниверсал» Джеймс Уэйл, который создал наполненную ранами историю с Борисом Карлоффом во «Франкенштейне», более, чем кто-то из других режиссеров братства списка А.
«Его смесь юмора и хоррора и эмоций – «Франкенвини» немного обязан этому», - сказал Бертон об Уэйле. – «Я думаю, это во многом повлияло на меня. Я помню, что «Человек-невидимка» был таким странным, и визуальным, и грустным, и эмоциональным, и смешным, и пугающим».
Бертон режиссировал два фильма в прошлом году – «Франкенвини» и экранизация культового телесериала «Мрачные Тени», а также продюсировал третий фильм «Авраам Линкольн: охотник на вампиров». Он сказал, что работа в таком усиленном ритме оставила его готовым к перерыву, и что он еще не определился, какой фильм будет делать следующим. Хотя некоторые предполагают, что он попробует себя в кукольной истории иного толка – «Пиноккио».
«Это проект, в котором я заинтересован, определенно», - сказал Бертон. – «Но меня немного это отталкивает, на личном уровне. Все фильмы-сказки меня немного пугают. Когда это стало продуктом?»
Что ж, может быть как раз после того, как «Алиса в Стране чудес» Бертона собрала миллиард?
«Я знаю», - согласился Бертон. – «И мне плохо из-за этого. Я хотел бы публично извиниться».
Становясь серьезным, Бертон говорит, что существует несколько факторов, которые оказывают влияние на него в плане отсрочки выбора будущего проекта, и среди них – смерть его давнего партнера-продюсера Ричарда Занука. «Я недооценил поначалу, как сильно это эмоционально повлияло на меня», - сказал он. Он был полон оптимизма, что сделает фильм в этом году, но он не был готов склониться к какой-то одной вещи. Он сказал, что когда настанет правильное время, придет вдохновение.
«Мне просто нужно вздохнуть глубоко», - говорит он. – «Тебе по-настоящему нужно почувствовать, что ты хочешь делать. Я не знаю, что это за чувство. Чувство придет. Я уверен в этом».
источник
Перевод Helga
При использовании текста необходима указывать автора и ресурс burtonland.ru