После того, как вышла в свет статья Бринкли о Великом побеге Джонни Деппа, мне не давала покоя фраза Джонни - я хочу жить, как Повелитель Мух. Что это? Что он имеет ввиду, о чем он? Джонни в моем понимании, нерелигиозный человек. Точнее, человек, который не относит себя к какой то определенной религии. Моя подруга Infinity гораздо лучше моего разбирается в религиях и отношении к ним Джонни. Вот что она думает по этому поводу. Надеюсь, что как и мне, ее рассуждения в этом вопросе, многим покажутся интересными.
«Я хочу жить как Повелитель Мух…» («Вэнити Фэйр», 2009)
Сложно вообразить, что именно Джонни имел в виду, говоря эту фразу, но его если воспринимать его слова буквально, то картина вырисовывается следующая:
«Повелитель Мух» (или Вельзевул) является персонификацией одного из темных духов, который довольно часто отождествляется с Люцифером – черным богом зари. Образ Люцифера неизменен для всех религий. Его характеристиками являются свободолюбие и восстание против догматов, гордость, познание себя и мира, доброжелательность. Он – дух Востока и стихии Воздуха (в астрологии преимущественно оказывает влияние на Близнецов и Водолея). Принадлежит к небольшому списку высших богов. Также является символом ложных божеств.
Данные характеристики вполне могут говорить о человеке, которому чужды стереотипы и который никому не позволит влиять на его мнение. О человеке, который непостоянен, но тверд в решениях. Стремиться к самообразованию и самопознанию. Находясь на Олимпе славы, он все еще отказывается принять это, при каждом удобном случае давая понять, что его возведение в ранг божества – это ошибка, что он такой же, как все.
«Я получаю кучу денег за то, что я своим присутствием в картине вытягиваю на сеансы разных людей, чтобы показать, что я не такой, какой есть на самом деле, чтобы лгать, чтобы манипулировать своими эмоциями так, чтобы привлечь внимание масс. Иногда понимать это просто отвратительно». («Авангард», 1999)
«Я верю в Бога. Только без имен. Пока нет ни одной организованной религии, с которой я полностью мог бы согласиться. Я думаю, что Библия – очень хорошая книга. Своего рода роман. Я не нашел чего-то в одной религии, и надеюсь найти это в другой. Из любой религии нужно черпать идеи». («Плейбой», 1996)
Христианство, являясь учением о всеобщем равенстве и ценности человеческой личности как духовно бессмертного существа, созданного высшей силой, дало многим людям прочный нравственный фундамент еще в детстве. Как и многие другие религии, христианство пытается показать человеку его идеальное назначение, которое заключается в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
Касаясь в своих интервью нравственных тем, Джонни неоднократно говорит о моральном кризисе современности, иногда в нем видны даже явно апокалипсические настроения.
«Я думаю, что мы должны взяться за руки, иначе мы разрушим друг друга. Не так уж много нужно, чтобы мы были обращены в пепел. Это трагично, и иногда я предпочитаю не думать об этом… Я никогда не был высокого мнения о человечестве. Я думаю, гуманность – в общности, в силе, наконец. Но оно не станет лучше. Я не назвал бы себя циником, но мне кажется… мир сейчас греховней, чем когда-либо прежде. Чувствую ли я себя беспомощным?.. Определенно да, так как я не хочу такого мира для своих детей. Эти чистые и невинные существа желают только любви и радости, и, когда вы взрослеете, мир пускает все это по ветру». («Уан», 2005)
Джонни, бесспорно, теистичен. Правда, тяжело себе представить, каким образом в нем уживаются идеи, которые он черпает из мировых религий. Рожденный в преимущественно христианской стране, Джонни с самого детства ознакомился с библейской моралью. Однако, наблюдая за жизнью тех, кто обучал жизни его, Джонни еще в отрочестве начал понимать, что далеко не все так однозначно в религиозных нормах.
«Мой дядя был проповедником, и это дало мне представление о религии. Он был очень хорошим актером в церкви. Он взывал к небесам, восхваляя Бога. И люди падали перед ним на колени, чуть ли не целовали ему ноги. Я один не повелся на это. Я не говорю, что мой дядя был полон дерьма. Он был хорошим парнем. Мне только не нравилась двуличие – я видел, как он ведет себя вне служения и во время него. Это было для меня непонятно. Почему Бог слышит вас только в церкви? Почему он не может сделать этого, когда вы в ванной или с хот-догом в руках?» («Плейбой», 1996)
Не найдя для себя ответа на этот вопрос, как и на многие другие в христианстве, Джонни начал присматриваться к другим морально-нравственным учениям. Близкие друзья и тяга к самопросвещению пробудили в нем интерес к восточным религиям, главной из которых, безусловно, является буддизм. В его основе лежит учение о Четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Путь к нирване (состояние умиротворенности, высшего счастья, абсолютного покоя, полного освобождения разума) напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью.
«Жить нужно настоящим. Здесь и сейчас. В следующую минуту все, чем мы обладаем, может быть у нас отнято, все, чему мы придаем значение, может исчезнуть. Важно то, кем мы есть в настоящий момент. Только это определяет нашу сущность». («Найт-Риддер», 1998)
Интересен также тот факт, что Джонни часто использует жесты, напрямую позаимствованные из восточных религий. Один из них – жест Намасте – соединение рук (ладоней) на уровне груди. Это индийский приветственный и благодарственный жест, выражающий уважение. Это не просто жест, но и внутренне состояние, главное ощущение при котором – что ты благодарен. В широком смысле Намасте означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с Божественным в тебе» – то есть уважительное преклонение и прославление Всевышнего, божественной сущности мироздания, частью которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего.
Помимо идей и жестов Джонни позаимствовал из буддизма символы божеств, которые нередко можно увидеть на нем в виде кулонов и прочих аксессуаров.
Нельзя также не обратить внимание на заинтересованность Джонни потусторонним миром. В интервью он зачастую старается не углубляться в эту тему, хотя всплывает она очень часто.
«Когда я был маленьким, у меня были видения. В тот момент я бодрствовал, но не мог ни шевельнуться, ни произнести ни слова. Ко мне являлся некто. Мне объяснили, что это призрак, дух умершего, того, кто был мне очень близок. Но этот некто так и не сказал мне того, что хотел». («Тотал-фильм», 1995)
Шаманизм – учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, распространен преимущественно в странах Азии, Африки и среди коренного населения Северной Америки. Джонни, имея корни в индейском племенем чероки, также разносторонне заинтересован шаманизмом. Ритуальные мотивы шаманов встречаются во многом, что его окружает – от оформления интерьера жилья и яхты до многочисленных аксессуаров и элементов одежды.
Перья, бусы, кости животных, старые монеты, зеркала – все это приближает человека к миру духов. Джонни любит подобные вещи, считая их сверхъестественными. К зеркалам у него особенно трепетное отношение.
«Из них могут появиться духи или, наоборот, реальность может раствориться в них и исчезнуть. Это все так странно…» («Тотал-фильм», 1995)
Когда-то к большому зеркалу в его комнате была прикреплена записка: «Осторожно! Предметы в зеркале могут оказаться ближе к вам, чем вам кажется».
Человек, имеющий способности к шаманизму, является избранником духов. Иногда встречается термин «шаманская болезнь», что почти однозначно раздвоению личности. Критерием истинности увиденного или услышанного всегда являются индивидуальные переживания человека.
«Я верю в призраков. Когда играю реальных людей, то часто ощущаю их присутствие. Знаете ли, это было просто волшебством – буквально ходить по тем же местам, что и Джон Диллинджер. Я практически чувствовал его. Серьезно, были моменты, когда я чувствовал его присутствие. Я словно получал одобрение от него. Это всегда большая ответственность играть человека, который жил на самом деле. Откуда мне знать, может он потом посмотрит на себя и ему не понравится, как я его воплотил… Когда-то в больнице я видел призрак хирурга. Когда-то ночевал в квартире, в которой умер Оскар Уайльд. Я тогда всю ночь провел с ножом под одеялом, и в страхе, что вот-вот зайдет призрак Уайльда и сделает со мной не бог весть что. Сложное дело». («Стори», 2009)
Джонни является единомышленником Данте в отношении существования Ада, Рая и Чистилища, что противоречит всем основным религиям. Он не берет на себя ответственности говорить о том, что нас ожидает после того, как мы покинем этот мир, но охотно рассуждает об этом.
«В нашей жизни всегда присутствует какое-то постоянное опасение и навязчивые страхи, связанные со смертью, и разные таинственные рассуждения по поводу того, что такое смерть. Все это приводит к тому, что все люди невероятно напрягаются, когда думают о смерти – и это все при том, что все мы знаем, что когда-нибудь это с нами все равно случится. Я верю, что, когда мы оставляем этот мир, нас ожидают небольшие путешествия. Почему нет? Многие люди переживали смерть, потом возвращались обратно и рассказывали довольно интересные вещи. Никто не возвращается из мертвых, говоря: «Эй, там нет совершенно ничего»… Общеизвестно, что мы все попадем в Рай, Ад или Чистилище. Надеюсь, мне уготован Ад. Ад по той причине, что мы можем попасть куда-нибудь и похуже. Не думаю, что в Раю найдется для меня место…» (Пресс-джанкет в Торонто, 2005)
Джонни не то, чтобы не хочет, он не может «просто» жить. Долгое время он воспринимал жизнь как единственный шанс испытать вкусить все и вся, и пользовался этим шансом на полную. Его стихия – свобода. Жизнь вокруг него слишком пестрила разнообразием и контрастом, и Джонни всеми силами пытался вписаться в эту жизнь, несмотря на врожденный инстинкт «быть против». Отчаянное желание принять окружающую действительность, слиться с ней, и абсолютная зависимость от всего этого, он с юности остро чувствовал бессмысленность этих попыток. Природой ему дана маска, и он знает, что ее нужно носить не снимая. В противном случае то, чего он так боится – та грязь и невежество, которые везде и повсюду покрывают не только улицы, но и души – попросту не даст дышать. Исключительный романтик Джонни вынужден был замуровываться в цинизм, спрятать за маской звезды всех поколений свою истинную сущность. А что еще делать человеку, сознающему свою исключительность, но при этом напрочь лишенному честолюбия? Человеку, способному отдать последнее? Человеку, по воле случая одаренному высоким положением и богатством, за которые не нужно бороться? Джонни по жизни – положительный герой, совершающий отрицательные поступки. Но это – всего лишь прикрытие.
«Я нормальный человек и хочу им оставаться. Но мне не разрешают. Почему мне нельзя выглядеть по-человечески? Внутри меня сидят и громадная любовь, и огромная ненависть. Если я кого-то люблю, то и буду любить. Если же я разозлен, то должен кому-нибудь врезать. Я так и сделаю, и не буду думать о последствиях. За ярость никто не платит, поэтому она может отправляться куда ей угодно. Ее надлежит выплеснуть… Хотя ребенком я был тихим. Был убежден в полной своей бездарности. Это убивало во мне всякие амбиции. Я не знал, куда мне идти и что делать». («Тотал-фильм», 1995)
Джонни чувствовал, что в нем заложены силы, но при этом совершенно не понимал, на что их направить. Поэтому единственное, что ему оставалось – это искать настоящую жизнь. А когда поиски обрывались неудачей – он мог только отвергать общепринятую мораль, предаваться пустым радостям жизни, пить, развратничать, эпатировать окружающих, позволяя себе одну единственную роскошь – всем и всегда говорить правду, какой бы неприятной она не была.
Джонни Депп – совершенно нетипичная личность. Но он – человек с устоявшимися приоритетами и взглядами на жизнь.
«Я реален настолько, насколько есть. Мои суждения искренни. Если я хорош – я действительно хорош, но если нет – значит, нет. И я не горжусь этим. Вы не должны мириться с тем, что вы не хороши. Это бы не было искренне, было бы больше похоже именно на притворство». («Авангард», 1999)
Автор Infinity
все можно прочесть здесь:
http://www.johnnytim.com/temaj/fakty/st … gions.html