Они начали заново, завербовав Сэта Грема-Смита писать новый сценарий (Огаст получил обозначение «история» в финальных титрах). Грем-Смит недавно адаптировал свой роман-бестселлер, историческое месиво «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров», который продюсировал Бертон. «Тим пришел с идеей Сета», - говорит Депп. – «Я прочел книгу и сказал: «Абсолютно! Этот парень понимает это!»
Грем-Смит еще не родился, когда «Мрачные Тени» впервые показали по телевидению, но был знаком с этим косвенно, потому что его мать была поклонницей сериала. «У меня есть четкое воспоминание, как она смотрела его в повторах, когда я был ребенком. Но что я особенно хорошо помню, так это то, как мама описывала Барнабаса Коллинса как сомневающегося вампира, и что это так интересно, уникально, ново. Он был вампиром, которому не нравилось быть вампиром, он осознавал происходящее и не был горд тем, что сделал».
Первой задачей молодого сценариста было поместить себя в мир «Мрачных Теней». «Я исследовал сериал настолько хорошо, насколько смог, углубляясь с обширные сюжетные ходы, ключевые имена, места, даты, фигуры. Я прочел работу Джона, и в ней были некоторые по-настоящему фантастические описания, некоторые его строки были слишком остроумными, чтобы расстаться с ними, поэтому я их сохранил, а потом стал писать совершенно новую историю. Это делалось в сотрудничестве с Тимом и Джонни. Я начал встречаться с ними обоими вместе на ранних стадиях процесса, убеждаясь, что направление, которое я взял, является тем направлением, в котором они хотят идти. Моя работа заключалась в том, чтобы добавить в историю юмор. У них у обоих злое, мрачное чувство юмора, на них было оказано одинаковое влияние в плане кино и искусства, и они оба очень волнительные. Когда ты сидишь с ними, говоря об идеях, они подпрыгивают со стульев и начинают что-то изображать. Их энтузиазм заразного характера».
«Это было как джазовые сессии», - вспоминает Депп о тех встречах на ранней стадии сценария. – «Тим делает вступление, это питает меня, и потом это питает Сэта. Идеи начали нагромождаться. Сэт делал эти невероятные заметки, и все происходило по-настоящему быстро, потому что Тим и я наконец-то прибыли в то, где нам необходимо было оказаться, в плане фильма, в плане истории, в плане персонажей».
Для начала Грем-Смит написал основанных на этих сессиях мозгового штурма 14-страничный детализированный эскиз сценария с примерами диалогов и каждой части, после чего приступил к написанию сценария. «Это такой редкий случай, когда сценарист знает, для кого конкретно пишет. Я знал, что пишу для Джонни, я знал, что пишу для Тима, я обсуждал с ними тон фильма и то, как именно Джонни хочет играть Барнабаса - это очень благодетельный персонаж, он практически как ребенок, это человек, выброшенный из времени, его внутренний мир очень серьезен и очень стар - это было даром. Я смог, как портной, подогнать под Джонни те вещи, которые он делает экстраординарно хорошо. Он гениален в тонком юморе. Он может пошутить взглядом, паузой, а в данном случае – старомодным словом или фразой. Признаюсь откровенно, большинство фраз в сценарии пришло из тех встреч, когда мы были вместе. Он бросается старомодными оскорблениями: «Ты, лживая потаскуха!», а когда впервые ступает на асфальт, говорит: «Боже, какая любопытная почва!» Все это пришло из тех моментов, когда Джонни играл с Тимом и со мной, и для меня это экстраординарный опыт».
«Одной из вещей, которые принес Сэт, был поиск голоса Барнабаса», - говорит Бертон. – «В плане того, что кто-то был закрыт в коробке на 200 лет, и как он будет видеть или не видеть какие-то вещи, как он будет говорить, как он на самом деле не будет подходить всему этому- в плане речи».
Помимо множества сотрудничеств, «Мрачные Тени» отметили первый раз, когда Бертон и Депп «развили что-то с самого начала вместе», по словам Деппа. «Он всегда был невероятен в плане сотрудничества, в плане персонажа и в плане истории, но на этот раз мы были в проекте вместе с первого дня. Это замечательный опыт – Тим приходит в трейлер каждое утро и мы обсуждаем работу дня. Если что-то казалось странным в плане сцены, мы ее меняли. То же самое мы делали в конце дня с работой на следующий день. Быть так близко к Тиму внутри истории, в плане не только моего персонажа, но и остальных персонажей, было настоящим наслаждением».
«Тим давал мне больше, чем замечания о тоне», - признается Грем-Смит. – «У него в голове вспыхивает образ и он говорит: «Разработай-ка вот это, если можешь». Неудивительно, что он достигает вещи очень визуальным способом. В то время, как Джонни очень глубоко погружается в контекст того, что он делает как актер. Он присылал мне страницы и страницы напечатанных на машинке мыслей. Некоторые гласили: «Мне нравится то, что ты сделал здесь». Некоторые были: «Я не уверен насчет этого». Были такие: «А что если?» И большинство из этих «а что если?» в итоге попали в фильм.
Оба, Бертон и Депп, чувствовали, что юмор был важным элементом их «Мрачных теней». «Это был единственный реальный подход для этого, это должно было быть загружено юмором», - говорит Депп. – «Я не уверен, что это было намерением Дена Кертиса, но его партнер Девид Кеннеди был очень счастлив от всего, что мы делали. На самом деле, дочери Кертиса приходили и мы получили их одобрение. Потому, что та версия «Мрачных Теней» была сделана, несмотря на трудности, что у них были, настало время вывести это на новый уровень, взяв то, что делали они, и преувеличив эту вселенную, преувеличив реальность вещей, преувеличив драматический подход. Это НЕ оригинальный сериал. Там есть дани уважения оригиналу, и это делалось с огромным уважением к оригиналу и Дену Кертису, потому что вы не найдете более рьяных фанатов сериала, чем я, Мишелль и Тим».
«Одним из первых заключений, к которым мы пришли, было то, что нам не следует бояться быть смешными», - говорит Грем-Смит. – «Мы хотели, чтобы в фильме была манерность, которая была в оригинальном сериале, но не хотели зайти так далеко, чтобы это стало пародией. Мы хотели быть уверенными в том, что в дополнение к юмору будет зрительская заинтересованность. Есть по-настоящему пугающие моменты. Есть моменты настоящей драмы. Есть моменты сильного сострадания и даже слез. Мы решили, что поскольку семейная история была достаточно сильной, то нужно оставлять пространство для того, чтобы быть смешным, и дать зрителям возможность посмеяться».
Большая часть юмора фильма исходит от Барнабаса, человека из другого времени. Сердцеед 18 века проклят злобной ведьмой, которая превратила его в вампира, а затем похоронила в гробу почти на 200 лет. Когда он наконец освобожден в 1972 году, время заметно отличается от того, которое он оставил позади: социально, политически, культурно, сексуально и эстетически. «Это был странный переходный период в истории Америки и мира», - говорит Грем-Смит. – «Все еще был Вьетнам. Никсон шел на перевыборы, но еще не случится Уотергейтский скандал, так что не было никакого оптимистического духа в политике. Хиппи умирают от вина и эра диско в разгаре. Поэтому когда Барнабас сидит с хиппи, они говорят: «Мы – реликты, мужик!» Барнабас идентифицирует себя с идеей того, что он реликт или аутсайдер. Конечно же, он убивает всех хиппи. Но не будем его судить. Человеку нужна еда».
«Эта идея очень элегантного мужчины из 18 века, которого прокляли и заперли на 200 лет и который возвращается в 1972 году – возможно, в самый худший период с эстетической точки зрения за всю человеческую историю, когда люди допускали все, от украшений из макраме до резинового винограда и лава-ламп - породило множество идей», - говорит Депп. – «Мы подумали, что благодаря этому вампиру мы получим глаза, которых не было тогда у нас, глаза, которые способны видеть абсурдность всех тех вещей».
Это был нелегкий, странный период. Это время, которое было странным тогда и осталось странным сейчас», - соглашается Бертон. – «Полагаю, так можно сказать про любую эру, но та была странной и осталась странной для меня. В то время все было в переходном состоянии. Музыка, война, все менялось, и так же чувствует себя Барнабас, будучи человеком вне места, это казалось правильным для меня, словно странный пузырь. Вместо того, чтобы показать это в современное время, это был способом сделать так, чтобы зрители увидели вещи так же, как видит их Барнабас. Это было чувство, а не интеллектуальное решение».
Бертон стремится найти личную связь с главными персонажами в каждом фильме, способ идентифицировать себя с ними. «Ты всегда пытаешься найти эти личные вещи, за которые ты держишься». Он был подростком в 1972 году и вспоминает это время без симпатии. «Я чувствовал себя очень изолированным и погруженным в мой собственный мир. Частично сериал нравился мне именно потому, потому что ты чувствуешь себя чудаком, уродом. А потом ты идешь домой и смотришь это и каким-то образом соединяешься с этим. Я думаю, именно поэтому большинство детей, которые смотрели его, относились к типажу аутсайдеров».
«В этом фильме больше Тима, чем в других его фильмах», - настаивает Депп. – «Идти по миру и смотреть на все как на полностью причудливое, но для всех остальных это совершенно нормальное – это Тим».
Бертон обнаружил исследование периода «Мрачных Теней» «расстраивающим и тревожным». Бертон: «Возвращаться назад и смотреть на модели того периода, слушать музыку и читать журналы того периода сделало меня физически больным. Возвращаться в то время, когда ты меняешься из ребенка в подростка и твое тело меняется. Когда это происходило в 70-ых, это было очень неприятно и странно. У меня были флешбеки – я лежу в постели с пневмонией, с лихорадкой и слушаю AM-радио целый день».
Вдохновение иного рода пришло из серии хоррор-фильмов 70-ых, среди которых низкобюджетные фильмы для негров. «Кричи, Блакула, кричи», хаммеровский «Дракула А.Д.» 1972 года. «Там есть рок, там есть музыка», - говорит Бертон о снятом в Лондоне вампирском фильме, исполнитель главной роли в котором, Кристофер Ли, - любимый актер режиссера, и он имеет камео в «Мрачных Тенях». В частности, «Легенда Дома Ада» - еще один английский хоррор-фильм режиссера Джона Хога с Памелой Франклин и Родди МакДауэллом в главных ролях. «В нем такой замечательный тон, и звук, и тема. В нем есть серьезность и пугающее, что я люблю. Также я был заинтересован в исследовании того, насколько мода 70-ых и готическая мода были схожи. Предполагалось, что это не так, но на самом деле это было так. Я нашел что-то довольно интересное в хиппи, вампирах и готическом хорроре 70-ых, что казалось правильным вместе».
Съемки «Мрачных Теней» начались 18 мая 2011 года на Пайнвуде по руководством творческой командой Бертона, включая некоторых давних сотрудников, среди которых Ричард Занук, который продюсировал каждый фильм Бертона начиная с «Планеты обезьян», художник-постановщик Рик Хайнрикс, который был коллегой Бертона на Диснее в конце 70-ых и позже выиграл Оскар за «Сонную лощину», редактор и исполнительный продюсер Крис Лебензон, лауреат Оскара за работу в «Алисе в Стране чудес» дизайнер костюмов Колин Этвуд и композитор Денни Элфман, который писал музыку к каждому фильму Бертона, кроме «Эда Вуда» и «Суини Тодда». Перед камерой к Джонни Деппу и Мишелль Пфайффер присоединился эклектический состав актеров, среди которых Хелена Бонем Картер, Ева Грин, Белла Хиткот, Джеки Эрл Хейли и Джонни Ли Миллер. «Каждый в этом фильме был для меня человек Мрачные Тени, нравится им это или нет», - говорит Бертон. – «Сьюзи Фиггс, режиссер кастинга, приводила всех этих замечательных актеров, а я говорил: «Это не человек Мрачные Тени». Яне мог облечь это в слова, это было ощущение – этот человек - да, а этот – нет. Они могли быть хорошими актерами, но в определенных людях было что-то, что делало их более Мрачными Тенями».
Конец главы "История"
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ С ГЛАВОЙ "АКТЕРСКИЙ СОСТАВ"...