"Пираты Карибского моря 4: На странных берегах" как личный фильм для Джонни Деппа
Автор Helga
Летом 2009 года Джонни Депп сказал, что если он будет снова играть Джека Воробья в четвертой части франшизы, то его герой будет неоднозначным настолько, что каждый сможет трактовать его действия на свое усмотрение. После выхода фильма на экраны стало очевидно, что Депп сдержал обещание.
Джек Воробей руки тандема Депп/Маршалл очень отличается от Джека Воробья тандема Депп/Вербински, созданного в условиях сделаем-побыстрее-заработаем-побольше. Во время промоушена четвертой части Джонни с нескрываемым недовольством говорил о том, что студия превратила вторую и третью части в скоростную попытку заработать деньги, что витиеватые множественные сюжетные линии высасывались из пальца, и они с Гором вообще не понимали, что снимают. Джонни заверил нас, что четвертая часть будет простой в плане сюжета и понятной всем. Кроме того, в вопиюще откровенном интервью для «Венити Фейр» осенью 2010 года Джонни впервые отметил в достаточно прямолинейной форме, что Джек Воробей – гей, а также сказал, что Джек Воробей – это часть его. Таким образом, в фильме Маршалла мы рассматриваем нового, неоднозначного Джека Воробья, причем Джонни старался в каждом интервью промоушена подчеркнуть, что он участвовал в создании персонажа и сюжетных ходов непосредственно. Можно смело предполагать, что вся сюжетная линия Джека Воробья была создана Джонни.
Первым, что бросается в глаза относительно новизны нашего старого, на первый взгляд, знакомого Джека, - это то, что у него нет татуировки с ласточкой и именем Джек. Это можно заметить в сценах, где обнажена правая рука, в интервью Джонни для дополнительных материалов DVD –диска. Также это легко логически выявить из сцены, в которой Скрам обвиняет Джека в том, что он самозванец, а костюм ничего не доказывает. Ведь Джек мог бы просто предъявить свое удостоверение личности - татуировку над клеймом, но он этого не делает.
Продолжая тему татуировок. Тату с именем «Лили Роуз», что не раз мелькает в трилогии Гора, старательно замазана гримом, и не виднеется ни в одной из многочисленных сцен, в которых видна левая часть груди Джонни. Очень важную роль в фильме играет татуировка Джонни «Молчание-Изгнание-Хитоумие», являющаяся цитатой из романа Джеймса Джойса «Портрет художника в юности». Сделанная во время съемок «Врагов общества», она объявила миру, что Джонни не намерен больше служить тому, что называет себя его домом, церковью или религией, а намерен лишь выражать свою сущность в искусстве и в жизни. Безусловно, Джек Воробей не может иметь такую татуировку. Она показана крупным планом во время сцены, когда Джек говорит, что священнослужители, как правило, не знают, кому служат («не с нами, но и не против нас»). В этой сцене Джонни делает акцент на то, что он служит себе, и все его поступки – его собственный выбор. Символичность – это тот прием, который очень активно используется в фильме. Кто захочет понять, поймет.
Весьма символична, например, первая сцена с Джеком в фильме. Джек является в зал суда переодетым судьей для того, чтобы спасти такого же, как он, от смерти. Только пирату захочется спасать пирата. Крупный план продуман безукоризненно: белый парик, седые усы, очки красноречиво перечеркиваются накрашенными глазами. У Джека не было никаких планов относительно попыток найти сокровища или источник вечной жизни, как он позже признается Гиббсу. Он просто прибыл в Лондон спасти такого же, как он. В самом начале фильма, в повозке с Гиббсом Джек акцентирует, что он пересмотрел отношение к безрассудной отваге. Это действительно уже не тот Джек, что был в первых трех частях. Это просто Джек, который хочет жить своей, пиратской жизнью, как скажет Джек Гиббсу в конце.
Следует отметить, что именно через диалоги Джека с Гиббсом Джонни рассказывает, проговаривает свои ощущения, передает новое состояние Джека Воробья. Итак, благодаря диалогам с Гиббсом мы уже знаем, что Джек Воробей не хочет вечной жизни, а хочет просто быть собой. В них же раскрывается и отношения Джека к Анжелике. Остановимся на них более подробно. Действительно ли в фильме показана любовь между этими двумя персонажами, как наверняка ожидали зрители? Есть ли там оттенки любви? Хотя бы крупицы любви? Постараемся разобраться.
Во время промоушена фильма Пенелопа Криз говорила, что одержима местью, поскольку Джек соблазнил ее и бросил, а Джонни говорил, что финал отношений Джека и Анжелики был крайне нехороший, но любви в фильме нет, потому что если бы Джек Воробей нашел свою любовь в лице женщины, то впал бы в кататонический ступор и трясся бы в нем полтора часа экранного времени. Актеры подчеркивают, что любви между их персонажами нет. Теперь посмотрим, что говорит нам по этому поводу сам персонаж. В диалоге с Гиббсом близ лагеря испанцев Джек говорит, что вся эта авантюра – из-за дамы. Гиббс искренне удивлен, для него то, что Джек спасает даму – это «что-то новенькое». Джек говорит ему, что украл у этой дамы несколько лет жизни, к тому же даже испытывал к ней «ощущение… мимолетное… хорошо, дьявол тебя дери, чувство!», но все равно бросил ее. Причем он согласен с Гиббсом, что это было очень низко. И теперь его цель – отдать долг этой женщине, вернуть ей годы, в краже которых она его обвинила в диалоге около стола Черной Бороды.
Как выполнил Джек задуманное? Он обманом делает так, что Анжелика выпивает из спасительного кубка, хотя сама она была намерена выпить из дарящего смерть, чтобы жив остался ее отец. Таким образом Анжелика, отравленная ядом Барбоссы, не только остается жива, но и получает лет семьдесят жизни Черной Бороды. И что же происходит потом? По совершенно не понятной ни зрителям, ни Анжелике, которая, вероятно, рассматривала поступок Джека как признание в любви, причине Джек отвозит ее на остров и оставляет там. Зачем ему это понадобилось делать? Ничем, кроме презрения и мести, это оправдать нельзя. Слова, которые Джек говорит Анжелике на островке, поступки, которые он совершает, унижают ее в предельной степени. Он оставляет ей одну пулю в пистолете и отмечает, что через этот остров часто проходят торговые суда, так что она знает, что делать в этом случае (надо полагать, переспать с одним или несколькими членами команды торгового судна). Джек извращенно издевается над ней. Косвенно подтверждая ее слова о том, что она уверена, что он ее любит, делает вид, что намерен поцеловать ее, но потом обрывает все и идет к лодке. Говорит, что выбирая между ее сестрой и собакой, предпочел бы собаку. Анжелика, несмотря ни на какие унижения, пытается его удержать. Первый прием – мнимые богатства. «Вранье!» - отрезает Джек. И последний, отчаянный прием, так хорошо знакомый наверняка многим женщинам, - вымышленная беременность. Джек сходу выражает сомнение, а на единственный аргумент Анжелики, что он, дескать, был пьян, отрезает снова: «Да такого я не допиваюсь». Это, на мой взгляд, одна из самых сильных сцен фильма, в которой Пенелопа и Джонни расставили акценты так, чтобы можно было очень легко судить о том, что Джонни захотел вложить в эту ситуацию. В этой сцене Джек унизил Анжелику настолько сильно, насколько смог, он отыгрался на ней. Хотя причин делать этого у него, на первый взгляд, совершенно нет. Но Джонни счет нужным показать эту жестокость, надо полагать, у него на то свои весомые причины. Сцена предельна откровенна и параллели с реальной жизнью проводятся в три счета, особенно если к общей картине добавить то, что островок, на котором на экране остается Анжелика, является приватным островом в реальной жизни. Долг - отдан, пути продолжения жизни – названы, уловки – больше не срабатывают, остров – предоставлен.
В этом еж контексте интересно также имя главной героини. В трех последних фильмах Джонни есть женщина с таким именем. В фильме «Мрачные тени» Тима Бертона, что снимается в настоящее время в Лондоне, женский персонаж, белокурую стерву, хорошо известную в своем городе, что играет Ева Грин, зовут Анжелик. «Французскую шалаву» лису в «Рэнго» Гора Вербински тоже звать Анжелик. Итак, каковы характеристики «женщины-ангела» рядом с Джонни на примере трех женских персонажей их трех его последних фильмов? Это женщина из Европы, в двух случаях - француженка. Во всех трех случаях - стерва и склочниц и имеет богатый сексуальный опыт. Лиса из Рэнго - типичная «секрутутка», то есть женщина, делающая карьеру через постель. Анжелик в «Мрачных тенях» - тоже француженка в оригинальном сюжете сериала, у Тима Бертона она «влиятельная стерва, которая известна в своем городе». Вот уж действительно – «ангел»! С именем, как обычно, долго гадать не приходится. Место жительство французских ангелов называется paradis. Разумному – более чем достаточно.
Персонаж Анжелики используется также и для других многоуровневых ссылок. При помощи сцены поединка на балках под потолком в небольшом помещении воссоздается сцена поединка Джека с Уиллом в кузнице в первой части франшизы. Уилла и Анжелику объединяет две вещи: ощущение-чувство, которое Джек испытывал к обоим, и то, что обоим он спал жизнь против их собственного выбора, не забрав возможное бессмертие себе. В контексте сравнения Уилла и Анжелики как двух небезразличных в той или иной степени для Джека людей интересна сцена первого и единственного поцелуя в фильме. До момента, когда Джек называет Анжелику по имени, подавляющее большинство зрителей находятся в уверенности, что Джек сражается с мужчиной. После поцелуя Джек говорит: «Всегда мечтал сделать это». Сделать что? Что впервые сделал Джек Воробей, о чем он так всегда мечтал? Поцеловал Анжелику? Поцеловал женщину, которая выбила у него шпагу? Поцеловал женщину, одетую в мужскую одежду? Мы прекрасно понимаем, что ни одна из этих версий не подходит в связи с абсурдностью. Но что сделал Джонни Депп впервые в этой сцене? Он создал иллюзию поцелуя с мужчиной на несколько секунд экранного времени. Он с одной стороны «сделал это», а с другой – нет, но несколько секунд заставили понервничать зрителя, который сыгранный Деппом поцелуй взасос с мужчиной не простил бы даже Джеку Воробью. В то же самое время он как бы целует самого себя, выражает любовь к себе. Весьма откровенная по наполнению сцена.
О гомосексуальности Джека Воробья осенью 2010 года Джонни сказал, судя по фильму, не беспочвенно. Помимо нового внешнего облика Джека а-ля мамзель, достигнутого при помочи светлых вьющихся прядей, более яркого макияжа и более изящной жилетки, в фильме присутствует целый ряд шуток, которые «обвиняют» Джека Воробья в немужественности. Прямые реплики от лица Анжелики: «Ты – единственный пират, за которого я могла бы сойти», оскорбительное «Тебе лучше знать!» в ответ на слова Джека о том, что Анжелика поступает как девочка. Джонни обыгрывает женственность Джека в феерических фразах «Я придерживаюсь миссионерской позиции» и «Я опять мокрый». В обоих случаях в прямом значении используются выражения, которые в повседневной жизни применимы только переносном смысле в контексте действий сексуального характера, причем более относятся к женщинам, чем к мужчинам. Еще интересна сцена, когда Джек после погони на каретах в Лондоне обнаружил, что спас свою жизнь, оказавшись уткнувшимся между грудей женщины с вывески. С видимым омерзением он спрыгнул вниз.
Интересен финал фильма. Джек говорит, что ему не нужно жить вечно, ему просто хочется быть тем, кто он есть. И в его руках – его свобода, «Черная жемчужина» в бутылке. Его свобода уже в его руках, но как вызволить ее, он пока не знает, морочит Гиббсу голову обрядом с козами и трубе, чтобы скрыть истинное положение вещей.
В интересном и узнаваемом противопоставлении показаны представители британской и испанской власти – кузнецы общественного мнения. У нас есть манерный британский король, держащий в фаворитах только мужчин, чьему взгляду претит видеть кандалы среди прекрасных убранств его замка, и который не прочь испить из источника молодости, чтобы стать, вероятно, моложе и красивее (как не вспомнить современную дружественную гомосексуальным людям Британию, Гордона Брауна, Алистера Дарлинга?). Он совершенно уверен, что испанский король ищет источник молодости для того, чтобы испить из него. Однако, в финале фильма оказывается, что это совершенно не так. Испанцы хотят уничтожить источник для того, чтобы простые смертные не могли верить во что-то, кроме католического бога. Они прекрасно знают, что чудодейственная сила источника – это реальность, и со словами «только Бог дарует жизнь вечную, а не этот языческий источник» начинают разрушать его. Для меня как зрителя это было неожиданностью, и от этого еще глубже проникающая способность этого сюжетного хода. Цель власти – не дать людям верить в инаковое, альтернативное. Все, что не в рамках конфессии, не в рамках установленных законов общества, следует уничтожать. Это тема всех фильмов Тима Бертона. И в четвертую часть пиратской франшизы, к созданию которой приложил руку Джонни Депп, эта тема внесена ярко и характерно. Нельзя давать людям возможности верить во что-то иное, кроме конфессии.
К счастью, не всегда люди выполняют конфессиональные требования. Так было, есть и будет: не все – рабы «религии сомневающихся». Самым сильным посланием фильма является линия любви между церковником Филиппом и русалкой Сереной. Эта линия – гимн торжества любви. И не просто любви, а иной любви. Любви, запрещенной церковью. Открытый гомосексуал Роб Маршалл, бесспорно, хорошо знает, что это такое. Нетрудно угадать, что подавляющее большинство зрителей ожидали, что Серена, чей хвост при исчезновении воды превращается в ноги, станет женой Филиппа на суше, они-поженятся-и-у-них-будет-много-детей. Но этого не происходит. Филипп отказывается от своей веры, которая не позволит ему любить русалку, во имя своей любви. А ведь Филипп не был продажным церковником, он ходил по морям ради несения имени Бога массам и спасения заблудших душ, он готов был на смерть во имя своих религиозных идеалов. Но возникшая в нем любовь разрушила его преданность церкви. Он признается Серене, что настоящую веру ему принесла она. И Серена забирает его под воду, судьба Филиппа зрителю неизвестна, но легко предполагается, что теперь, чтобы выжить, он должен стать нечеловеком. Несуществующей любви Джека и Анжелики, у которых есть все шансы любить друг друга, противопоставляется реальная, всепоглощающая межвидовая любовь Филиппа и Серены. Послание фильма очевидно всем: если любви нет, никакие уловки не помогут, а если она есть, то она разрушит все на пути к воссоединению двух любящих сердец. Предполагаемая реакция зрителя - разочарование финалом Джека и Анжелики, и недоумение из-за финала Филиппа и Серены. Не дать зрителю желаемое, заставить задуматься о контрасте настоящей и желаемой обществом любви – вот очевидные цели тех, кто знают, что это такое, Роба Маршалла и Джонни Деппа.
Автор Helga
При цитировании обязательно указывать автора текста и адрес форума.